жилищный спор



Дело № 2-1734/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года                                                         г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Лебедевой А.Ю.,

с участием истца, его представителя Бородина С.С., действующего по доверенности от 27.09.2011 года на срок три года,

третьего лица, не заявляющего состоятельных требований относительно предмета спора Расторгуевой О.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Расторгуева ФИО7 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» об оспаривании отказа в постановке на учет, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом членов семьи, обеспечении жилым помещением по установленным нормам, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Расторгуев В.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» об оспаривании отказа в постановке на учет с членами семьи в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указал, что на основании приказа от 07.08.2001 года № 147 он с 25.08.2001 года исключен из списков личного состава войсковой части 03133 по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подп. А п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В рапорте об увольнении с военной службы Расторгуевым В.А. было указано, что жилой площадью от Министерства обороны он не обеспечен и иных жилых помещений в других регионах Российской Федерации и странах СНГ не имеет. Расторгуев В.А. неоднократно обращался к командиру войсковой части и командующему 11 Армией ВВС и ПВО с просьбой решить вопрос о предоставлении жилья. 21.09.2010 года на заседании жилищной комиссии войсковой части истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. 25.03.2011 года Расторгуев В.А. обратился к ответчику с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 4 человека, однако решением от 22.07.2011 года ему было отказано. Считает данный отказ необоснованным и незаконным. Ссылку ответчика на постановление № 1054 в части обеспечения Расторгуева В.А. жилым помещением только через органы местного самоуправления не состоятельна, поскольку последний на дату увольнения с военной службы по вине должностных лиц войсковой части 03133 не был своевременно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с чем не мог быть поставлен на очередь органами местного самоуправления ни по ходатайству командира части, ни на основании личного заявления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена жена истца - Расторгуева О.А..

В судебном заседании истец иск поддержал по изложенным в нем основаниям, требования уточнил, просит обеспечить его жильем, как военнослужащего уволенного по достижению предельного возраста пребывания на службе, с учетом членов семьи: несовершеннолетнего сына ФИО2 и жены Расторгуевой О.А.. Также пояснил, что прибыл с Украины для дальнейшего прохождения военной службы на Дальнем Востоке в 1995 году, до увольнения со службы не имел паспорта гражданина России. При увольнении со службы в рапорте указал, что жильем не обеспечен, но на учет поставлен не был, порядок обеспечения жильем ему разъяснен не был. После увольнения со службы в течение года занимался получением паспорта, затем неоднократно обращался с заявлениями по поводу постановки на учет с целью обеспечения жильем, но на учет так и не был поставлен.

Третье лицо иск поддержала, пояснив, что приехала в г. Хабаровск из района им. Лазо Хабаровского края в 1995 году и до вселения к супругу в закрытый военный городок проживала на «съемных» квартирах с регистрацией по месту пребывания.

Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо сообщений в суд не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела судом, установлены следующие обстоятельства.

Расторгуев В.А. проходил действительную военную службу по 24.08.2001 г., выслуга лет в календарном исчислении составила 21 г., уволен приказом командира войсковой части 03133 от 31.07.2001 года по ст. 51 п. 1 п.п. А ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (справка от 11.01.2009 г., выписки из приказов).

Расторгуев В.А., составом семьи 3 человека: жена – Расторгуева О.А., сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в закрытом военном городке и подлежащему отселению с членами семьи из закрытого военного городка, в связи с увольнением в запас, что следует из протокола № 107 заседания жилищной комиссии войсковой части 03133 от 21.09.2010 г..

    22.07.2011 г. ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации Расторгуеву В.А. возвращен пакет документов от 25.03.2011 г., направленных в их адрес для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 4 человека, поскольку Расторгуев В.А. уволен в запас и исключен из списков личного состава части с 25.08.2001 г., в связи с чем решение жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст.ст. 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации через органы местного самоуправления.

    Как следует из представленных истцом документов: справки филиала ОАО «Славянка», выписки из домовой книги, свидетельств о браке и рождении ребенка, справок органов осуществляющих регистрационный учет недвижимости, протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 03133 от 21.09.2010 года, истец с 1995 года по настоящее время, с 2010 года - с супругой, дочерью супруги и сыном от брака ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживают в закрытом военном городке Князе-Волконского Военного гарнизона, по адресу: <адрес>, других жилых помещений для постоянного проживания не имеют.

    Истцом также представлена копия его рапорта об увольнении, где он указывает, что жильем не обеспечен от Минобороны, также другие документы (заявление, письма-ответы, списки кандидатов на получение ГСЖ), подтверждающие, что с 2004 года он обращается по месту службы по поводу обеспечения его жильем, как нуждающегося.

    Пунктом 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции от 30.07.2001 года, действующей на момент увольнения истца, было предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

    Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции, жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (п. 2). Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.2.1). Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 14).

    Статьей 15.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, из которых следует, что

В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п.1).

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, по следующему основанию: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.6 под.А).

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в том числе наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (п. 7 подп. Г).

Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов (п.12),

    Военнослужащие подают рапорт, с приложением документов, по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 13).

    На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 14, 15).

    Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих (п. 16).

    Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Минобороны РФ от 21 ноября 1998 г. N 517"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам приказано организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составит 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее именуются - военнослужащие), рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятых органами местного самоуправления, извещение военных комиссариатов об изменении военнослужащими решения о избранном постоянном месте жительства, а также занесении в личные дела военнослужащих сведений о постановке на учет и снятии с учета органами местного самоуправления в избранных военнослужащими постоянных местах жительства.

С 09.11.2010 года вступил в силу, Приказ Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, согласно которой учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий возложен на структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации). Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет (п. 10). Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной служб (п. 11).

В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Судом установлено, что на момент увольнения с военной службы Расторгуев В.А. как военнослужащий, нуждающийся в улучшении жилищных условий (проживает в закрытом военном городке), общая продолжительность военной службы которого составила более 20 лет, не был обеспечен жилым помещением, а также не был решен вопрос по постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом вопрос о постановке его на учет должен был быть решен не позднее 31.10.2001 года, при увольнении 31.07.2001 года.

21.09.2010 г. Расторгуев В.А. с членами семьи: женой Расторгуевой О.А., сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы, в настоящее время продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Тем самым, истец и члены его семьи, с учетом вышеприведенных правовых норм имеют право на обеспечение жилым помещением, с учетом несовершеннолетнего сына ФИО2 и жены Расторгуевой О.А., которая иск поддерживает.

Вместе с тем, что с момента увольнения истца, законодательство о ведении учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищный условий неоднократно изменялось, на ответчика данные обязанности возложены после 09.11.2010 года, в связи с чем суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истца на учет. Кроме того, при постановке на учет на основании настоящего решения суда, будет нарушено право истца на очередность.

На основании ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы.

     В Определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 355-О, указано, что, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Тем самым, при отсутствии возражений ответчика, суд считает возможным взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, у суда не имеется оснований признать данные расходы не разумными, и расходы, понесенные истцом в размере 1 200 руб. за нотариальное удостоверение доверенности, которые суд считает возможным отнести к судебным расходам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                        Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Расторгуева ФИО8 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» об обеспечении жилым помещением по установленным нормам, взыскании судебных расходов удовлетворить.

    Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить жилым помещением, по установленным нормам, как военнослужащего, уволенного по достижению предельного возврата пребывания на службе и нуждающегося в улучшении жилищных условий: Расторгуева ФИО9 с учетом в качестве членов семьи: жену Расторгуеву ФИО10, сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты принятия на учет 31.10.2001 года.

    Взыскать с Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Расторгуева ФИО11 судебные расходы 21 200 рублей.

    В удовлетворении требований об оспаривании отказа в постановке на учет, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения отказать.

    Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 13.12.2011 года.

Судья:                                        \Якимова Л.В.\

    Решение не вступило в законную силу.