о защите трудовых прав



Дело № 2-1708/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года                                                               г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Добробабиной Ю.В.,

с участием представителя истца Бородина С.С., действующего на основании доверенности от 27.09.2011 года сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыковой ФИО5 к федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании премии за выполнение трудовых обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

30.09.2011 года Рыкова Г.В. обратилась в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» указав, что с 01.04.2011 года между ней и объединенным стратегическим командованием Восточного военного округа (далее – ОСК Восточного ВО) заключен на неопределенный срок трудовой договор. Согласно которого, она была принята на работу в архив штаба округа на должность документоведа 1 категории. Приказом от 27.06.2011 года № 384 уволена с 31.05.2011 года по сокращению штата работников (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С 01.06.2011 г. истца приняли на работу в филиал Центрального архива Восточного военного округа г. Хабаровска (далее – филиал ВВО) на должность архивиста. Приказом от 11.08.2011 года № 168 была уволена с 01.08.2011 года по собственному желанию, однако трудовая книжка Рыковой Г.В. была выдана только 20.09.2011 года. О выплате работникам архива по результатам работы за 2-ой квартал 2011 года дополнительной выплаты (премии) на основании приказа Министра обороны от 26.07.2010 года № 1010 ей стало известно 16.09.2011 года. Однако на дату получения трудовой книжки 20.09.2011 года Рыкова Г.В. премию не получила, т.е. в период работы в архиве штаба ОСК Восточного ВО не получила. Пунктом 5 трудового договора от 01.04.2011 года предусмотрено, что работнику выплачиваются в том числе другие гарантированные доплаты, надбавки, повышения, поощрительные выплаты и виды материальной помощи. Просит признать действия командующего объединенным стратегическим командованием Восточного военного округа по не выплате Рыковой Г.В. дополнительной выплаты (премии) по итогам работы за 2-ой квартал 2011 года незаконными, обязать командующего объединенным стратегическим командованием Восточного военного округа издать приказ и выплатить Рыковой Г.В. дополнительную выплату (премию) по итогам работы за 2-ой квартал 2011 года с 1 апреля по 31 мая 2011 года в полном объеме, взыскать с объединенного стратегического командования Восточного военного округа в пользу Рыковой Г.В. судебные расходы, связанные с оформлением доверенности на представителя в сумме 1200 рублей и оплаты услуг представителя в сумме 15000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю.

От истца в лице ее представителя поступило заявление об уточнении исковых требований, просит обязать командующего объединенным стратегическим командованием Восточного военного округа издать приказ и выплатить премию за 2-ой квартал 2011 года, то есть за апрель, май в размере 40 000 руб..

От ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступили возражения на иск в которых указано, что с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям. Приказом начальника аппарата Министра обороны Российской Федерации -заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 0228 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации» воинские части и учреждения с 01 января 2011 года зачислены на финансовое обеспечение в федеральные бюджетные учреждения по субъектам Российской Федерации без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства. В соответствии с приложением № 2 к вышеуказанному приказу (с изменениями внесенными приказом от 27.04.2011г. №18) на финансовое обеспечение с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства в Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» зачислено Федеральное бюджетное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», руководителем которого является командующий войсками Восточного военного округа. В соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, исходя из доведенной расчетной суммы выплаты на дополнительное материальное стимулирование, непосредственным начальником принимается решение о размере дополнительного материального стимулирования (премии) по результатам исполнения подчиненным работником должностных обязанностей. Учитывая, что в соответствии с Порядком данная дополнительная выплата не является обязательной для всех работников, так как формируется за счет экономии бюджетных средств на выплату заработной платы и предназначена для материального стимулирования работников по результатам исполнения ими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование; отсутствует отдельный порядок определения размера материального стимулирования (больше (но не более чем в 5 раз) либо меньше доведенной расчетной суммы), уменьшения либо его лишения (пунктом 11 Порядка определены только категории работников, которые вообще не представляются к дополнительному материальному стимулированию), следует прийти к выводу о предоставлении командующему войсками округа права на основании представленных непосредственными начальниками рапортов (списков) единолично оценить служебную деятельность подчиненных работников и исполнение ими должностных обязанностей и принять отдельное решение в отношении каждого работника о выплате ему данной премии как в размере, определенном непосредственным начальником, так в большем, либо меньшем размере, либо не выплате вообще без указания каких-либо причин и обоснований. Кроме того, учитывая, что решение Министром обороны Российской Федерации о выплате дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года было принято 30 июля 2011 года, следует полагать, учитывался тот факт, что должность Рыковой Г.В., которую она занимала в апреле-мае 2011 года, на момент принятия решения была сокращена, и денежные средства для работников по данной должности не выделялись. Представитель истца ссылается на пункт 5 трудового договора, согласно которого работнику выплачивается в том числе другие гарантированные выплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Однако дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом МО РФ 2010 года №1010 не является гарантированной поощрительной выплатой. На момент увольнения, 31 мая 2011 года, Рыковой Г.В., в отношении нее не издавались ни какие приказы о выплате ей дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года и денежные средства для этих целей главным распорядителем бюджетных средств не выделялись. Оплата заявителем юридических услуг в сумме 15000 рублей за составление заявления в суд и представление интересов в судебном заседании является явно завышенной и в случае удовлетворения требований заявителя должна быть определена судом в разумных пределах.

От ФБУ «ОСК ВВО» поступили возражения на иск в которых указано, что командующий войсками Восточного военного округа издал приказ № 527 от 16.09.2011 г. «О дополнительном материальном стимулировании категории гражданского персонала управления и штаба округа за 2 квартал 2011 г.» На основании справки начальника (документационного обеспечения) штаба округа Рыкова Г.В. в данный приказ включена не была по причине отсутствия ее в списках от начальника архива, которая не подала рапорт на получение премии по Приказу № 1010 МО РФ за 2 квартал 2011 г.. Следовательно, командующий не располагал сведениями о том, что и Рыкова Г.В. имеет право на получение премии за 2 квартал 2011 г.. Более того, на момент издания приказа командующим на премию истица уже была уволена и ее прав командующий не нарушал. Кроме того, в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации считают, что превышен срок исковой давности и в связи с этим просят суд применить 3-х месячный срок давности и отказать истцу в удовлетворении исковых требованиях.

В судебное заседание истец не явилась, о времен и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ее представитель иск поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснив, что все работники архива отработали два месяца во втором квартале 2011 года и были уволены по сокращению штатов. При этом все сотрудники данного отдела, за исключением, истца и еще одного сотрудника получили премию по 40 000 рублей. Поэтому истец просит обязать выплатить в ее пользу такую же сумму. Приказов о дисциплинарных взысканиях она не имела. Обратилась в суд сразу как только узнала о выплате премии, считает что срок не пропущен.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от представителя федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» поступили возражения в которых он просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Рыкова Г.В. работала по совместительству в ОСК Восточного военного округа в архиве штаба округа в должности <данные изъяты> с 01.04.2011 года. Уволена 31.05.2011 года в связи с сокращением штата работников по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается трудовым договором, трудовой книжкой.

Пунктом 5 трудового договора предусмотрено, что работнику выплачивается, в том числе премия (месячная, квартальная), другие гарантированные доплаты, надбавки, повышения, поощрительные выплаты и виды материальной помощи, материальная помощь в размере 2-ух должностных окладов.

По сообщению начальника отделения (документационного обеспечения) штаба округа Рыкова Г.В. в приказ командующего войсками Восточного военного округа «О дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала управления и штаба округа» от 09.09.2011 г. № 517 и приказ командующего войсками Восточного военного округа «О дополнительном стимулировании отдельной категории гражданского персонала управления и штаба округа за 2 квартал 2011 года» от 16.09.2011 г. № 527 включена не была.

ФБУ «ОСК ВВО» зарегистрировано в МРИ ФНС № 6 по Хабаровскому краю в качестве юридического лица (л.д. 29).

    Из норм Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с изменениями от 28 декабря 2006 г., следует, что обязанность доказывания при разрешении трудовых споров лежит на работодателе.

Частью 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 г. N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных    Сил Российской Федерации, которым установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Как следует из положений ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Судом установлено, что премия за второй квартал 2011 года (апрель, май), предусмотренная приказом Минобороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010, сформирована и распределена между работниками ФБУ «ОСК ВВО», выплата ежеквартальной премии также предусмотрена трудовым договором. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о лишении ее премии ответчиком не представлено. Истец уволена помимо своего желания – по сокращению штатов работников, в связи с чем доводы ответчиков о том, что премированию подлежат только лица, являющиеся работниками учреждения на момент принятия решения о выплате премии суд также находит необоснованными. При этом из пояснений представителя истца следует, что иным работникам архива, также уволенным по сокращению штатов 31.05.2011 года, премия за 2 квартал 2011 года была выплачена. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца премии за выполнение трудовых обязанностей за проработанное время, как и другим работникам 40 000 руб.. поскольку данное обстоятельство ответчиками не опровергнуто.

Доводы ответчика, о том, что на Рыкову Г.В. не был подан рапорт на получение премии, судом не принимается, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа во взыскании премии.

Учитывая, что финансирование ФБУ «ОСК ВВО» осуществляет ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», суд считает возможным взыскать в пользу истца премию за выполнение трудовых обязанностей за второй квартал 2011 года с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю».

Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Учитывая, что на момент увольнения истца ФБУ «ОСК ВВО» не был издан приказ о премировании, доказательств того, когда истец узнала о нарушении своих трудовых прав, ответчиками не представлено. Кроме того, ответчиками не представлено суду достоверных сведений о дате издания приказа о выплате дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года, тогда как его наличие ими не оспаривается. Так, из письменных возражений ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю следует, что решение Министром обороны Российской Федерации о выплате дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года было принято 30.07.2011 года, Рыкова Г.В. обратилась в Кировский районный суд г. Хабаровска 30.09.2011 года, что свидетельствует о не пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд за разрешением трудового спора. ФБУ «ОСК ВВО» в своих возражениях, а также в представленной справке (л.д. 30) ссылаются на приказы от 09.09.2011 года и от 16.09.2011 года, что также свидетельствует о не пропуске истцом указанного срока. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика об отказе за пропуском срока на обращение в суд с данными требованиями.

При этом суд не находит оснований для возложения обязанности на ФБУ «ОСК ВВО» по изданию приказа о выплате истцу премии, поскольку в силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, произвольное вторжение в деятельность учреждения не допускается, при этом восстановить нарушенное право истца возможно путем взыскания суммы невыплаченной премии (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и другие.

    В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 355-О, указано, что, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

    Поскольку решение состоялось в пользу истца, учитывая возражения ответчика относительности чрезмерности взыскиваемых судебных расходов, сложность дела и объем оказанных истцу по настоящему делу юридических услуг, суд находит возможным взыскать с ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, что считает разумным с учетом сложности дела и объема оказанных услуг. Расходы, понесенные истцом в размере 1200 руб. за нотариальное удостоверение доверенности от 27.09.2011 года суд считает возможным отнести к судебным расходам и взыскать их с ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в пользу истца. Всего в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 6 200 рублей.

    Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рыковой ФИО6 к федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании премии за выполнение трудовых обязанностей, судебных расходов – удовлетворить.

Взыскать в пользу Рыковой ФИО7 с федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» премию за выполнение трудовых обязанностей за второй квартал 2011 года в размере 40 000 руб., судебные расходы 6 200 руб., а всего 46 200 рублей.

В удовлетворении требований Рыковой ФИО8 к федеральному бюджетному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по изданию приказа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 28.11.2011 года.

Судья:                    подпись                     /Якимова Л. В./

    Решение не вступило в законную силу.