Дело № 2-799/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2011 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
при секретаре Кудиновой Н.В.,
с участием: представителя истцов Николаева А.С., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потеруха ФИО8, Потеруха ФИО9 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное жилье», Федеральному государственному учреждению «Хабаровская КЭЧ» района, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Потеруха С.Г. и Потеруха Л.В. обратились в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3 с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, обосновав тем, что Потеруха С.Г.в ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и Хабаровской КЭЧ Министерства обороны РФ, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанный договор является бессрочным. С ДД.ММ.ГГГГ. истцы зарегистрированы и фактически проживают в указанном жилом помещении, правом на приватизацию ранее не пользовались. Истцы с <данные изъяты> имеют право на приватизацию данной квартиры, однако реализовать его во внесудебном порядке не имеют возможности в связи с тем, что оно является служебным, но не находится в закрытом военном городке. В Управлении жилищного фонда приватизации жилья Администрации г.Хабаровска в приватизации указанного жилого помещения истцу было отказано. <данные изъяты> истца – ФИО4 от участия в приватизации указанной квартиры отказалась. Истцы не могут воспользоваться своим правом на приватизацию, так как право государственной собственности Российской Федерации ни на дом, ни на квартиру не зарегистрировано, они не включены в реестр федеральной собственности. В обоснование требований истцы ссылаются на нарушение требований ст.ст.2,8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.17,28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ст. 35 Конституции Российской Федерации. Просят признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Истцы Потеруха С.Г., Потеруха Л.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия, что суд считает возможным.
Представитель истцов Николаев А.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил, с какими-либо ходатайствами в адрес суда не обращался.
В судебное заседание ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, предоставил отзыв на иск, согласно которому жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не значится. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имущество» функции по управлению федеральным имуществом, предоставленным Вооруженным силам РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений переданы Министерству обороны РФ. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель ответчика ФГУ «Восточное региональное Управление жилищного обеспечения» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на иск, согласно которого, в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу прямого указания закона обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан лежит на довольствующих КЭЧ районов (на сегодняшний день являются обладателями права оперативного управления на жилой фонд) и ФГУ «Дальневосточное региональное управление имущественных отношений» МО РФ на основании приказа МО РФ № 1871 от 17.12.2010 г. Однако, согласно ч. 12 п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день порядок передачи в собственность жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, не определен. ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ согласно приказа МО РФ № 1280 от 30.10.2010 года, а также положений Устава ФГУ не наделено полномочиями по совершению сделок с недвижимым имуществом, а осуществляет учет военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, а также заключает договоры социального найма по доверенности, выданной Министром обороны РФ. Распределение указанного жилого помещения и вселение в него производилось в соответствии с действующим законодательством. Просил в удовлетворении требований, заявленных Потеруха С.Г. и Потеруха Л.В. отказать в полном объеме, а также рассмотреть дело без участия представителя начальника ФГУ «Востокрегионжилье».
В судебное заседание представитель ответчика Хабаровской КЭЧ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства
Суд, выслушав пояснения представителя истцов, изучив материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением жилищной комиссии ФГУ ОДОРА № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Потеруха С.Г. была предоставлена <адрес> в <адрес> на состав семьи из <данные изъяты> человек: <данные изъяты> – Потеруха Л.В.; <данные изъяты> – ФИО4; <данные изъяты> – ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между Хабаровской КЭЧ МО РФ и <данные изъяты> Потеруха С.Г. был заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому Потеруха С.Г. было передано жилое помещение, находящееся в жилом фонде Министерства обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес>.
Законность распределения <адрес> в <адрес> именно Потеруха С.Г., ответчиками не оспаривалась. Истцы с сыном не имеют другого жилого помещения на праве собственности или по договору найма, что подтверждается материалами дела.
Из лицевого счета квартиросъемщика и поквартирной карточки следует, что в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: Потеруха С.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – основной квартиросъемщик; Потеруха Л.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – <данные изъяты>; ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - <данные изъяты>; ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения – <данные изъяты>.
Согласно технического паспорта жилого помещения – <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она состоит из трех жилых комнат. Жилая площадь квартиры составляет – 45 кв.м.; общая – 71,1 кв.м., подсобная – 26,1 кв.м.
Согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества: многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также на <адрес> в <адрес>.
Согласно справке ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрированных до ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> не зарегистрировано. Обременения, ограничения прав отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» истцу была выдана справка № о том, что по решению командующего ДВО ему разрешена приватизация квартиры по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказалась от участия в приватизации жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>, дала свое согласие, заверенное нотариусом, на приватизацию членами ее семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без ее участия. Просит в договор приватизации ее не включать.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу данного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 11 Закона, каждый граждан имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонда социального использования один раз.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права, включая признания прав собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с Определениями Конституционного Суда РФ № 453-О от 25.12.2003 г. и № 170-О от 22.04.2004 г. военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т» Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основание специального законодательства и по специальным правилам. В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают всеми правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 подпункта «и» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
На основании приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что истцы занимают спорное жилое помещение на условиях договора социального найма и имеют право на приобретение в собственность бесплатно занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, другого жилья не имеют, по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего по договору социального найма жилого помещения, в связи с чем, суд считает возможным признать за ними право собственности на спорное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Потеруха ФИО8, Потеруха ФИО9 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное жилье», Федеральному государственному учреждению «Хабаровская КЭЧ» района, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Потеруха ФИО8, Потеруха ФИО9, ФИО3 право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Признание за Потеруха ФИО8, Потеруха ФИО9, ФИО3 право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является основанием для регистрации данного права регистрирующим органом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 11.06.2011 года.
Судья: (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна. Судья: С.И. Наконечный
Подлинник решения подшит в гражданское дело №2-799/2011 и хранится в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь с/з Н.В. Кудинова