Дело № 2-1909/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2011 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Кузиной Д.Н.,
с участием представителя истца Гущина В.А.,
представителя ответчика Клименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагута ФИО7 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании не выплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка, компенсации за неиспользованный отпуск, за задержку выплат при увольнении, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Лагута А.А. обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства, компенсации за неиспользованный отпуск в общей сумме 105638,14 руб., компенсации за задержку выплат при увольнении в размере 2041,79 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.. В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> откуда уволен в связи с ликвидацией организации. При расчете среднего заработка в мае 2011г., в расчет сумм не были включены денежные выплаты, произведенные в соответствии с приказом МО РФ 2010г. №1010, а именно, премия по приказу №146 от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., по приказу №163 от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. При увольнении, денежные средства перечислялись на банковскую карту общими суммами, о составных частях заработной платы и причитающихся выплатах ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» не извещало, расчетный лист при увольнении не выдавался. 13.10.2011г. от коллег узнал о данном факте, в связи с чем, обратился к руководителю ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» с просьбой произвести перерасчет выплаченных сумм, на что получил отказ. Поскольку премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка, выплаты по приказу Министра обороны РФ носят регулярный характер, просит взыскать доплату выходного пособия в размере 15000,04 руб., доплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 17001,54 руб., а также доплату среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 месяц- 14318,22 руб., за 3 месяц- 15000,04 руб., за 4 месяц- 15681,86 руб., за 5 месяц- 13636,4 руб., за 6 месяц- 15000,04 руб. Кроме того, просит взыскать компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в сумме 2041,79 руб. Действиями должностных лиц ответчика по несвоевременной выплате причитающихся сумм, истцу был причинен моральный вред в сумме 1000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истцом неоднократно уточнялись, изменялись исковые требования. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просит взыскать доплаты по денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 35412,07 руб., выходному пособию в сумме 39458,33 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за 2 месяц в сумме 39622,59 руб., за третий месяц- 39622,59 руб., за 4 месяц- 43396,17 руб., за 5 месяц- 37735,8 руб. А также компенсацию за задержку выплат в размере 7410,34 руб.
Истец Лагута А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Гущин В.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что ответчиком неправомерно не были включены в расчет среднего заработка выплаченные по приказу МО РФ №1010 премии. Приказы Министра обороны РФ и постановления Правительства РФ регулируют систему оплаты труда, имеют равное значение. Указанные выплаты не являются выплатами компенсационного характера, поэтому входили в заработную плату истца. Фонд оплаты труда рассчитывается в начале года, поэтому экономию фонда можно посчитать по факту. Данная выплата рассчитывается со всего Министерства обороны, куда предоставляются сведения и в дальнейшем перераспределяются между организациями. Расчетные листы истцу не выдавались, о составных частях заработной платы извещен не был. О том, что премии не были включены в расчет среднего заработка, узнал от коллег по работе в октябре 2011г., после чего сразу обратился к руководителю финансового органа.
Представитель ответчика ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Клименко А.В. с исковыми требованиями не согласен по изложенным в возражениях основаниям от 09.12.2011г. Суду пояснил, что фонд оплаты труда инспекции формировался в соответствии с приказом МО РФ №555. Иные выплаты не были оговорены данным положением, не включались в фонд оплаты труда и не входили в систему оплаты труда. Суммы выплаченных премий не подлежали включению в расчет среднего заработка. Решение по спорным выплатам принималось не работодателем, а финансовым органом Министерства обороны. Денежные средства выделялись дополнительно. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия и компенсации за период трудоустройства за 2 месяц, т.к. истец обратился в суд 07.11.2011г, хотя о нарушении своего права должен был знать в мае 2011 года.
Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.
Лагута А.А работал в должности <данные изъяты> (по ДВО) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уволен по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8-9).
Согласно представленным сторонами документами, при увольнении Лагута А.А. было выплачено: компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 19868,42 руб., выходное пособие в размере 21919,47 руб. (л.д.62). Кроме того, выплачено пособие на период трудоустройства за июль 2011г. в сумме 18965,31 руб., за август 21919,48 руб., за сентябрь -20771,53 руб., за октябрь 2011г.- 18062,2 руб., что подтверждается представленными реестрами (л.д.56-60), а также выпиской по лицевому счету истца.
При расчете сумм, подлежащих выплате истцу в связи с увольнением по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при подсчете среднего заработка не была включена сумма премии <данные изъяты> руб., начисленная на основании приказа начальника финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации №146 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ №1010; сумма премии за 4 квартал 2010г. в размере <данные изъяты> рублей, которая назначена на основании приказа начальника финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации №163 от ДД.ММ.ГГГГ
Межрегиональная финансовая инспекция (по Дальневосточному округу) с 01.01.2011г. была зачислена на финансовое обеспечение в Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю», что подтверждается заключенным договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-20).
26.10.2011г. в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» на Федеральное казенное учреждение «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» (л.д.80).
Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
В соответствии со ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
На основании ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются постановлением Правительства Российской Федерации №922 от 24.12.2007г., которое также определяет, что для расчета среднего заработка учитываются виды выплат предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны РФ устанавливается коллективными договорами и положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555. Приложением №2 к приказу Минобороны РФ от 10.11.2008г. №555, с соответствующими изменениями по состоянию на 29.11.2011г. утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Приложением № названного приказа определяется Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому при расчете годового фонда оплаты труда учитываются, в том числе иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными правовыми актами РФ (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).
Согласно приложению о Порядке определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к приказу от 28 марта 2009 г. № 115 Министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (далее именуется - материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (далее именуются - фонды). Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.
Приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010"О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" дано указание выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные премии по результатам работы (дополнительное материальное стимулирование). Пунктами 1-3 прилагаемого порядка установлено, что дополнительные премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей, отвечающих за начисление и выплату заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п.1-2, 4 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации. Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации и его структурными подразделениями. Премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно п.12 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583" (с изменениями и дополнениями) выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
Таким образом, вышеназванными приказами определено, что премиальные выплаты, входящие в систему оплаты труда организации, в том числе МРФИ, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Как следует из представленных ответчиком расчетов фонда заработной платы гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО) на 2010г, 2011гг., выписки из сводного расчета, директивы заместителя МО РФ №ДЗ-1 а также телеграмм руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, произведенные истцу выплаты на дополнительное материальное стимулирование по приказу МО РФ №1010 осуществлялись вышестоящим распорядителем финансовых средств, не были предусмотрены при утверждении годового фонда оплаты труда МРФИ. То есть выделялись и выплачивались сверх утвержденного фонда оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции, соответственно, не включались в систему оплаты труда данного работодателя.
При таких обстоятельствах, оснований для включения выплаченных дополнительных премий в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, а также пособия на период трудоустройства, не имеется.
Доводы представителя истца о регулярном характере выплачиваемых премий (ежеквартально), а также то, что при установлении суммы работодателем учитывались показатели в работе, само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, и включения названных премий в систему оплаты труда данного работодателя.
В пределах прав, предоставленных приказом командирам воинских частей и руководителям организаций, кол.договорами или положениями об оплате труда гражданскому персоналу могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего характера, производимые в пределах годового фонда оплаты труда и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава, определен соответствующими приказами, в том числе приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010.
Денежные средства на выплату данных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда и доводятся сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011-2013гг. возможность выплаты дополнительного материального стимулирования за счет общей экономии бюджетных средств не предусмотрено.
Следовательно, требования истца по проведению перерасчета в связи с включением в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства, удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчика по произведенному расчету и выплате истцу сумм заработной платы, оснований для взыскания компенсации за задержку выплат в соответствии со ст.236 ТК РФ, в размере 7410,34 руб., также не имеется.
Требование Лагта А.А. о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от основного требования о взыскании не выплаченных денежных сумм.
Ходатайство ответчика о применении к заявленным требованиям в части срока исковой давности суд находит необоснованным, поскольку не представлены достаточные и достоверные сведения, подтверждающие выдачу истцу расчетных листков (расчета) при увольнении, с указанием всех составляющих выплаченных сумм.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Лагута ФИО8 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании невыплаченных сумм, компенсации за задержку выплат при увольнении, денежной компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.12.2011 года.
Судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1909/2011 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Д.Н.Кузина