Дело № 2-930/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2011 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
при секретаре Н.В. Кудиновой,
с участием: истца Осипенко А.В., его представителя по устному заявлению в суде Зиминой Н.В., представителя ответчика Носковой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипенко ФИО10 к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Осипенко А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата, в обоснование иска указал, что проходит службу по контракту в должности <данные изъяты> в звании старшего <данные изъяты>. Находится на содержании за счет средств федерального бюджета. Постановлением главы Кировского района с ДД.ММ.ГГГГ № был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю было принято решение о включении его в список нуждающихся в получении жилого помещения ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ (для получения государственного жилищного сертификата). ДД.ММ.ГГГГ заканчивается срок действия его контракта, который был заключен на три года сверх предельного возраста пребывания на службе. Истец хочет уволиться после получения государственного жилищного сертификата. При обращении в Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю по вопросу получения ГЖС ему было отказано, а в качестве документа он получил на руки выписку из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что его сняли с очереди ГУ МЧС России по Хабаровскому краю на получение ГЖС и предложили ему получить жилье в Администрации города Хабаровска. Осипенко А.В. считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку он противоречит требованиям законодательства РФ по которому он имею право на получение ГЖС по месту службы. Служба в органах Федеральной противопожарной службы МЧС России регламентируется рядом нормативно правовых актов РФ, в том числе ФЗ «О полиции». ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «О пожарной безопасности». Положением об органах внутренних дел РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» служба в спасательных подразделениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования), воинских подразделениях противопожарной службы приравниваемся к военной. В соответствии с действующим законодательством РФ истец, как проходящий службу в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеет право на получение денежного, вещевого и квартирного довольствия, а также иных социальных и правовых гарантий и компенсаций для себя и членов его семьи. Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия также путем получения ГЖС. Выслуга истца составляет более 10 календарных лет, предельный возраст пребывания на службе, а также его статус нуждающегося в жилом помещении позволяют ему получить ГЖС. Указом Президента от 28 июня 1999 года № 825 (с изменениями от 17 апреля 2003 г., 16 марта 2007 г.) «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников ОВД РФ. ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий...» устанавливается приоритетная форма обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями в виде государственных жилищных сертификатов. Во исполнение данного Указа было издано постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1095. Кроме того, статья 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» регламентирует, что военнослужащие-граждане, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижению ими предельного пребывания на службе, в последний год службы федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба по желанию военнослужащего гражданина выдается ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан. установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050. что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, сотрудники ОВД, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с действующей федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015г. истец соответствует всем требованиям для участия в данной программе и изъявляет желание получить ГЖС на приобретение жилого помещения. Решение об отказе в выдаче ГЖС ответчиком ввиду того, что не они должны выдавать ГСЖ истцу, а непосредственно Администрация города Хабаровска, так как она ставила первоначально истца на учет нуждающегося в получении жилого помещения, истец считает несостоятельным, как не соответствующее законодательству РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 выдача ГЖС участникам Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата как сотрудника Государственной Противопожарной службы МЧС России по Хабаровскому краю, обязать Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю включить его в список очередников на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с помощью ГЖС, оформить и направить документы в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для проведения в установленном порядке мер для выделения истцу Государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Осипенко А.В., представитель истца Зимина Н.В. требования поддержали, по изложенным в иске основаниям, просили его удовлетворить, а также взыскать с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 20000 рублей, по оплате госпошлины 400 рублей в пользу Осипенко ФИО10.
В судебном заседании представитель ответчика Носкова О.В. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что пунктом 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что в систему МЧС России входят: Государственная противопожарная служба МЧС России; войска гражданской обороны; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования. Статьей 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России распространяются положения регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел. Порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Приказом МВД РФ от 14.12.1999 № 1038 и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими данную сферу правоотношений. Истец является сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России, не является ни военнослужащим, ни гражданином, проходящим военные сборы. Ссылки истца на специальное законодательство, регулирующее правоотношения при прохождении военной службы не применимы в данном процессе. В период с 29.03.2011 года по 01.04.2011 года начальником группы (по реализации жилищных программ) управления (инвестиций и капитального строительства) Дальневосточного регионального центра МЧС России была проведена проверка жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. Акт проверки утверждён начальником ДВРЦ МЧС России ДД.ММ.ГГГГ. В п. 17 акта проверки указанно, что «<данные изъяты> Осипенко А.В. признан нуждающимся в получении жилья в администрации города. В соответствии с п.5 постановления Правительства от 21.03.2001 года №153 (Правила действуют на основании постановления Правительства от 17.12.2010 №1050) относиться к категории граждан, которые имеют право участвовать в подпрограмме для получения ГЖС. Выдачу сертификата в соответствии с п. 18а ГУ МЧС России по Хабаровскому краю осуществить не может. <данные изъяты> Осипенко А.В. следует обратиться в орган, принявший решение о принятии на учёт нуждающихся в получении жилого помещения своего жилищного вопроса». Руководствуясь указаниями Дальневосточного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что в соответствии с п. 18 Правил утверждённых Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № выдачу жилищного сертификата ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Управление осуществить не может, на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ было принято решение: «для решения жилищного вопроса Осипенко А.В. следует обратиться в орган, принявший решение о принятии на учёт нуждающихся в получении жилого помещения». Принятие на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, осуществляется только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ. В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Иные органы полномочиями по принятию на учет не наделены. Ни законами Российской Федерации, ни другими нормативно-правовыми актами РФ сотрудники противопожарной службы не отнесены к категории лиц имеющих право быть признанными нуждающимися в жилье по месту службы. В своей работе жилищная комиссия Главного управления руководствуется Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ. Осипенко А.В. является гражданином, признанным нуждающимся в получении жилья в администрации города Хабаровска с 20 января 1999 года. В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 для участия в подпрограмме, указанные в п.5 Правил, подают соответственно воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт об участии в подпрограмме и прилагают необходимые документы. Таким образом, для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» истцу необходимо с заявлением и установленными документами обратиться не в Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю, а в предусмотренные п.19 Правил соответствующие органы. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Осипенко А.В. является сотрудником Государственного учреждения «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> по настоящее время, планирует уволиться из Государственного учреждения «<данные изъяты>» в 2011 году по выслуге лет. Выслуга лет истца на 01 мая 2010 года составляет в календарном исчислении <данные изъяты>. <данные изъяты> финансируется из средств Федерального бюджета.
Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Постановлением главы администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ № Осипенко А.В. был принят на учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, а также включен в список нуждающихся в получении жилых помещений ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Осипенко А.В. был признан нуждающимся в получении жилья в администрации города Хабаровска.
Согласно ответу Администрации г.Хабаровска Управления жилищного фонда и приватизации жилья от ДД.ММ.ГГГГ № Осипенко А.В.состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, принят на учет постановлением главы администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Очередь Осипенко А.В. в общем списке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу «Город Хабаровск» №.
Согласно форме 36 от ДД.ММ.ГГГГ Осипенко А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МУП г.Хабаровска «РКЦ» Абонентный отдел №4 подтверждено, что Осипенко А.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, совместно с ним зарегистрированы по месту жительства: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, обязательным условием получения государственного жилищного сертификата является признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец был признан нуждающимся в получении жилья по месту службы в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в собственности жилья не имеет, что в совокупности подтверждает факт его нуждаемости в жилье.
При этом доводы ответчика, изложенные в отзыве, суд находит не соответствующими действительному смыслу и содержанию подлежащих применению к возникшим отношениям норм права и противоречащими письменным доказательствам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в выдаче истцу сертификата является незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим имеющееся у истца право на получение финансовой помощи в выбранном им порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая объем юридической помощи оказанной Осипенко А.В. при рассмотрении дела с учетом конкретных обстоятельств, сложности дела, требований разумности, суд считает возможным взыскать с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 5000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Осипенко ФИО10 к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата – удовлетворить.
Признать за Осипенко ФИО10 право на получение жилищного сертификата, возложив на Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю обязанность включить Осипенко ФИО10 в список очередников на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с помощью государственного жилищного сертификата, оформить и направить документы в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для проведения в установленном порядке мер для выделения Осипенко ФИО10 государственного жилищного сертификата.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 5000 рублей, по оплате госпошлины 400 рублей в пользу Осипенко ФИО10.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 15.07.2011г.
Судья: Наконечный С.И.
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: Судья Наконечный С.И.
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-930/2011, находится в Кировском районном суде г.Хабаровска.
Секретарь с/з: Кудинова Н.В.