о взыскании невыплаченных сумм



Дело № 2-1828/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м    Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

23 декабря 2011 года                                г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи    Наконечного С.И.,

при секретаре Якушевой Н.В.,

с участием представителя истца Гущина В.В.,

представителя ответчика Клименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании невыплаченных сумм,

У С Т А Н О В И Л :

Максимов И.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий руководителя ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», в обоснование указав, что работал в должности <данные изъяты> Межрегиональной финансовой инспекции по Дальневосточному военному округу. При увольнении в ДД.ММ.ГГГГ расчет среднего заработка работодателем произведен без учета сумм денежных выплат по приказам начальника финансовой инспекции Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 450 000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ - 300 000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ – 180 000 руб. (предусмотренных Приказами МО РФ 2009 года № 115 и 2010 года № 1010). 20.09.2011 года он обратился к руководителю ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» с просьбой произвести перерасчет сумм при увольнении и получил отказ. С принятым решением он не согласен, поскольку оно не основано на законе, противоречит положениям Трудового кодекса РФ, выплаты указанных денежных средств носят регулярный характер и входят в систему оплаты труда.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено наличие спора о праве, в связи с чем Максимовым И.Г. оформлено исковое заявление к ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании суммы доплаты выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и период трудоустройства в общей сумме 379 205,14 руб., денежной компенсации за задержку выплат при увольнении 9 224,25 руб., компенсации морального вреда 1 000 руб., по выше указанным основаниям. Истец дополнительно указал, что полагал о том, что суммы премий были включены в расчет среднего заработка. Ответчик, на финансовом обеспечении которого находилась финансовая инспекция по Дальневосточному военному округу, не извещал его о причитающихся при увольнении выплатах, расчетный лист ему не выдавался, только 19.09.2011 года ему стало известно о не включении премий в окончательный расчет.

Истец Максимов И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании Максимов И.Г. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что узнал о нарушении своих трудовых прав от коллег в сентябре 2011 года, заработная плата постоянно менялась, ее размер ему известен не был.

В судебном заседании представитель истца Гущин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, увеличив их размер и просил взыскать с ответчика в пользу Максимова И.Г. доплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 101 729,87 руб. и выходного пособия 79 068,78 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства 406 639,44 руб., денежной компенсации за задержку выплат при увольнении 14 312,61 руб., согласно представленного расчета, а также компенсацию морального вреда 1 000 руб.. Представитель истца дополнительно пояснил, что ответчиком неправомерно не были включены в расчет среднего заработка при увольнении выплаченные премии. Указанные выплаты являются выплатами стимулирующего характера, производятся в течение двух лет ежеквартально. При приеме на работу и заключении трудового договора истец рассчитывал на эти выплаты. Межрегиональная финансовая инспекция имела определенный фонд оплаты труда, экономию, которая распределялась Министерством обороны РФ. Трудовой договор заключен в соответствии с положениями приказа МО РФ №555, однако данный приказ не мог предусмотреть выплаты по приказу №115 и №1010.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Клименко А.В. исковые требования не признал по изложенным в возражениях на иск основаниям, указав, что предусмотренные фондом оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции выплаты были выплачены истцу. Фонд оплаты труда инспекции формировался в соответствии с приказом МО РФ №555. Иные выплаты не были оговорены данным положением, не включались в фонд оплаты труда и не входили в систему оплаты труда. Суммы выплаченных премий не подлежали включению в расчет среднего заработка. Решение по спорным выплатам принималось не работодателем, а финансовым органом Министерства обороны. Денежные средства выделялись дополнительно. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ст.392 Трудового кодекса РФ, т.к. спор возник еще в ДД.ММ.ГГГГ, истец подал иск 11.10.2011 года.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Максимов И.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> Межрегиональной финансовой инспекции по Дальневосточному военному округу, уволен приказом § 2 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации) с выплатой выходного пособия, премии за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 514 руб., единовременного денежного вознаграждения по итогам работы ДД.ММ.ГГГГ (пропорционально отработанному времени), денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным сторонами документами, при увольнении Максимову И.Г. было выплачено: компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 64 135,28 руб., выходное пособие в размере 43 368,15 руб.. Кроме того, выплачено пособие на период трудоустройства за июль - сентябрь 2011 года 45 433,30 руб. ежемесячно, за октябрь – 41 303 руб., за ноябрь - 45 433,30 руб., что подтверждается расчетами выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, расчетными листками, расчетно-платежными ведомостями, реестрами.

Приказами начальника финансовой инспекции Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с приказами Министра обороны РФ № 115 от 28.03.2009 года, № 1010 от 26.07.2010 года) приказано осуществить выплату премии гражданскому персоналу межрегиональных финансовых инспекций, в том числе истцу, 450 000 руб., 300 000 руб., 180 000 руб. (соответственно).

При расчете сумм, подлежащих выплате истцу в связи с увольнением по п.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, при подсчете среднего заработка указанные суммы премии не были включены.

Межрегиональная финансовая инспекция (по Дальневосточному военному округу) на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю». По условиям заключенного договора: исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ; финансово-экономическое обеспечение включает начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным установленным порядком; исполнитель имеет право возврата без исполнения документов, представленных заказчиком с нарушением требований законодательства, с указанием причин возврата.

    ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» на Федеральное казенное учреждение «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», что подтверждается свидетельством о внесении изменений в государственный реестр.

Из положений ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).

В соответствии со ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

На основании ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются постановлением Правительства Российской Федерации №922 от 24.12.2007 года, которое также определяет, что для расчета среднего заработка учитываются виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.

Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны РФ устанавливается коллективными договорами и положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года №555. Приложением №2 к приказу Минобороны РФ от 10.11.2008 года №555, с соответствующими изменениями по состоянию на 29.11.2011 года утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года №818. Приложением №3 названного приказа определяется Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому при расчете годового фонда оплаты труда учитываются, в том числе иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными правовыми актами РФ (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).

Согласно приложению о Порядке определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к приказу от 28 марта 2009 года № 115 Министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (далее именуется - материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (далее именуются - фонды). Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.

    Приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010"О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" дано указание выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные премии по результатам работы (дополнительное материальное стимулирование). Пунктами 1-3 прилагаемого порядка установлено, что дополнительные премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей, отвечающих за начисление и выплату заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п.1-2, 4 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от 2 марта 2001 г. N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации. Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации и его структурными подразделениями. Премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. Согласно п.12 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, вышеназванными приказами определено, что премиальные выплаты, входящие в систему оплаты труда организации, в том числе Межрегиональной финансовой инспекции, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

Как следует из представленных ответчиком расчетов фонда заработной платы гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО) на 2010 - 2011 годы, выписки из сводного расчета, директивы заместителя МО РФ а также телеграмм руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, произведенные истцу выплаты на дополнительное материальное стимулирование по приказу МО РФ №1010 осуществлялись вышестоящим распорядителем финансовых средств, не были предусмотрены при утверждении годового фонда оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции. То есть выделялись и выплачивались сверх утвержденного фонда оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции, соответственно, не включались в систему оплаты труда данного работодателя.

При таких обстоятельствах, оснований для включения выплаченных дополнительных премий в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, а также пособия на период трудоустройства, не имеется.

Доводы представителя истца о регулярном характере выплачиваемых премий (ежеквартально), а также то, что при установлении суммы работодателем учитывались показатели в работе, само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, и включения названных премий в систему оплаты труда данного работодателя.

В пределах прав, предоставленных приказом командирам воинских частей и руководителям организаций, коллективными договорами или положениями об оплате труда гражданскому персоналу могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего характера, производимые в пределах годового фонда оплаты труда и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава, определен соответствующими приказами, в том числе приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 года №1010.

Денежные средства на выплату данных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда и доводятся сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011-2013 годы возможность выплаты дополнительного материального стимулирования за счет общей экономии бюджетных средств не предусмотрено.

Следовательно, требования истца по проведению перерасчета в связи с включением в расчет среднего заработка указанных истцом премий для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства, удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчика по произведенному расчету и выплате истцу сумм заработной платы, оснований для взыскания компенсации за задержку выплат в соответствии со ст.236 ТК РФ, в размере 14 312,61 руб., также не имеется.

Требование Максимова И.Г. о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от основного требования о взыскании не выплаченных денежных сумм.

Ходатайство представителя ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности суд находит необоснованным, поскольку не представлены достаточные и достоверные сведения, подтверждающие выдачу истцу расчетных листков (расчета) при увольнении, с указанием всех составляющих выплаченных сумм. Доводы Максимова И.Г. о том, что о нарушении его трудовых прав ему стало известно в сентябре 2011 года, в судебном заседании ответчиком опровергнуты не были.

На основании изложенного, суд находит исковые требования Максимова И.Г. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению и считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Максимова ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании невыплаченных сумм отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.12.2011 года.

    Судья: /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: судья                        Наконечный С.И.

Оригинал решения подшит в деле № 2-1828/2011, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.

    Секретарь:                                    _____________