Дело № 2-1892/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2011 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Кузиной Д.Н.,
с участием представителя ответчика Клименко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышовой ФИО7 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании не выплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства, компенсации за задержку выплат при увольнении, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Чернышова Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании недоплаченных сумм выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства в размере 58836,05 руб., компенсации за задержку выплат при увольнении в размере 1351,44 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.. В обоснование указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> откуда уволена в связи с ликвидацией организации. При расчете среднего заработка в мае 2011г. в расчет сумм не были включены денежные выплаты, произведенные в соответствии с приказом МРИ РФ 2010г. №, а именно, премия по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 90000 руб., по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 120000 руб. При увольнении, денежные средства перечислялись на банковскую карту общими суммами, о составных частях заработной платы и причитающихся выплатах ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» не извещало, расчетный лист при увольнении не выдавался. ДД.ММ.ГГГГ от коллег узнала о данном факте, в связи с чем, обратилось к руководителю ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» с просьбой произвести перерасчет выплаченных сумм, на что получила отказ. Поскольку премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка, выплаты по приказу Министра обороны РФ носят регулярный характер, просит взыскать доплату выходного пособия в размере 19008,57 руб., а также доплату среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 месяц- 19913,74 руб., за 3 месяц- 19913,74 руб. Кроме того, просит взыскать компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в размере 1351,44 руб. Действиями должностных лиц ответчика по несвоевременной выплате причитающихся сумм, истцу был причинен моральный вред, который она оценивает в сумме 1000 рублей.
Истец Чернышова Е.В., представитель истца Гущин В.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, его представителя, в порядке ст.167 ГПК РФ.
От представителя истца Гущина В.А. поступило заявление об уточнении заявленных требований, просит взыскать сумму доплаты по выходному пособию в размере 30000,18 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 5824,73 руб. От требований в части взыскания среднемесячной заработной платы на период трудоустройства за 2 и 3 месяц отказывается. В обоснование заявленных требований указал, что приказ МО РФ от 2010г. № является равным среди других нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала ВС РФ, как и приказы МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Данные приказы определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, систему премирования. Выплаты, указанные приказом №, согласно ст.ст.135, 129 ТК РФ входят в систему оплаты труда и включаются в расчет среднего заработка. Не включение в трудовой договор каких-либо из прав и (или) обязанностей работника и работодателя, указанных в ст.57 ТК РФ, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей. Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, считает необоснованными, поскольку они основываются на указании Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которые не имеют равной юридической силы с положениями Трудового законодательства РФ, носят рекомендательный характер. Межрегиональная финансовая инспекция (по Дальневосточному военному округу) не являлась юридическим лицом, а была структурным подразделением МО РФ. Денежные средства сэкономленные за счет сокращения численности Вооруженных Сил, ежеквартально, главным распорядителем бюджетных средств перераспределялись и выплачивались в виде дополнительных премий военнослужащим и служащим всего Министерства обороны, которыми также являлись и работники Межрегиональной финансовой инспекции.
Представитель ответчика Клименко А.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым в соответствии со ст.139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы устанавливается единый порядок её исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены Положениями об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ 2007г. №. Приказом Министра обороны РФ 2008г. №, принятым во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти…», определены составляющие заработной платы и их размер, а также утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ. Вышеуказанным приказом определено, что премиальные выплаты, входящие в систему оплаты труда организации должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета. В связи с чем, в систему оплаты труда работников Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО) выплаты на доп.материальное стимулирование (премии), предусмотренные приказом МО РФ №, не могли входить и не входят в силу положений приказа МО РФ 2008г. №. Кроме того, в коллективный договор (положение о премировании) бюджетного учреждения могут быть включены только те выплаты стимулирующего характера, выплата которых будет осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, в соответствии с п.2 которого расходы на доп.материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС в пределах лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии определяется ФЭО, после осуществления всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданского персонала. Истребование дополнительных средств на выплату сверх утвержденных лимитов бюджетных средств на эти цели не допускается. Следовательно, выплаты на доп.материальное стимулирование (премии), определенные приказом № не являются строго фиксированными по сроку их выплаты, т.к. их выплата производится только при наличии экономии бюджетных средств и не могут учитываться и соответственно в состав годового фонда оплаты труда организации не включаются.
Истец обратился в суд с иском 7 ноября 2011г., уволен 6 июня 2011г. Окончательный расчет произведен 3 июня 2011г., денежные средства были перечислены в банк ВТБ 24 для зачисления на банковскую карту истца. Таким образом, в начале июня 2011г. истец должен был знать о нарушении своего права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Указания истца на факт того, что о нарушении права (не включении в расчет среднего заработка сумм выплаченных премий по приказу МО РФ №) ей стало известно только 13.10.2011г., являются надуманными и голословными. В силу должностных обязанностей, включающих проверку порядка и законности начисления заработной платы, не проверить сумму начисленной заработной платы по увольнению и не увидеть недоплату выходного пособия на 19000 рублей и ежемесячно не видеть недоплату среднемесячного заработка на период трудоустройства на сумму более 19000 рублей, невозможно. Все расчетные листки по выплатам в мае-июне 2011г. по увольнению, были получены. С учетом изложенного и в соответствии с требованиями ст.392 ТК РФ требование истца не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока. Представленный истцом расчет недоплаты выходного пособия, среднего заработка составлены неправильно и не соответствуют требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Учреждением не допущено нарушений в отношении истца при исчислении указанных сумм, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты денежных сумму при увольнении, компенсации морального вреда, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Истцом и его представителем ошибочно понимаются положения постановления Правительства РФ №, порядок формирования фонда оплаты труда. Приказ МО РФ № не противоречит Трудовому законодательству. Доводы ответчика основываются на полномочиях Министра обороны по формированию фонда оплаты труда и распределения денежных средств в части премирования, для отдельных категорий.
Выслушав пояснения, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО4(фамилия изменена на Чернышову, в связи с регистрацией брака) работала в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уволена по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8-10), трудовым договором № (л.д.28-35).
Согласно п.п.3.1.3.2 Трудового договора работнику установлен должностной оклад 8500 руб. По решению работодателя в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий за нарушение трудовой дисциплины работнику устанавливаются премии, надбавки и другие выплаты поощрительного и стимулирующего характера, за счет средств экономии фонда оплаты труда, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также Коллективным договором, утвержденным Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО).
При увольнении истцу было начислено выходное пособие в сумме 16252,11 руб., произведен расчет (л.д.67).
Истцу, на основании приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена премия в размере 90000 рублей; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ премия за 4 квартал 2010г. в сумме 120000 рублей (л.д.14-17).
При расчете сумм, подлежащих выплате истцу в связи с увольнением по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при подсчете среднего заработка названные суммы премий не были включены в расчет среднего заработка выходного пособия.
Межрегиональная финансовая инспекция (по Дальневосточному округу) с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена на финансовое обеспечение в Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю», что подтверждается заключенным договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-39).
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» на Федеральное казенное учреждение «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» (л.д.73).
Из положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что стимулирующие характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в понятие заработной платы (оплаты труда работника).
В соответствии со ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
На основании ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, которое также определяет, что для расчета среднего заработка учитываются виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны РФ устанавливается коллективными договорами и положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Приложением № к приказу Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с соответствующими изменениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Приложением № названного приказа определяется Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, согласно которому при расчете годового фонда оплаты труда учитываются, в том числе иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными правовыми актами РФ (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда).
Согласно приложению о Порядке определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к приказу от ДД.ММ.ГГГГ № Министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала (далее именуется - материальное стимулирование) выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала (далее именуются - фонды). Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.
Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1010"О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" дано указание выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные премии по результатам работы (дополнительное материальное стимулирование). Пунктами 1-3 прилагаемого порядка установлено, что дополнительные премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей, отвечающих за начисление и выплату заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п.1-2, 4 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Минобороны РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации. Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации и его структурными подразделениями. Премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно п.12 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583" (с изменениями и дополнениями) выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
Таким образом, вышеназванными приказами определено, что премиальные выплаты, входящие в систему оплаты труда организации, в том числе МРФИ, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Как следует из представленных ответчиком расчетов фонда заработной платы гражданского персонала Межрегиональной финансовой инспекции (по ДВО) на 2010г, 2011гг., выписки из сводного расчета, директивы заместителя МО РФ №ДЗ-1 а также телеграмм руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, произведенные истцу выплаты на дополнительное материальное стимулирование по приказу МО РФ № осуществлялись вышестоящим распорядителем финансовых средств, не были предусмотрены при утверждении годового фонда оплаты труда МРФИ. То есть выделялись и выплачивались сверх утвержденного фонда оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции, соответственно, не включались в систему оплаты труда данного работодателя.
При таких обстоятельствах, оснований для включения выплаченных дополнительных премий в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, а также пособия на период трудоустройства, не имеется.
Доводы представителя истца о регулярном характере выплачиваемых премий (ежеквартально), с них взимался подоходный налог, а также то, что при установлении суммы работодателем учитывались показатели в работе, само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, и включения названных премий в систему оплаты труда данного работодателя.
В пределах прав, предоставленных приказом командирам воинских частей и руководителям организаций, кол.договорами или положениями об оплате труда гражданскому персоналу могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего характера, производимые в пределах годового фонда оплаты труда и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава, определен соответствующими приказами, в том числе приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Денежные средства на выплату данных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда и доводятся сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011-2013гг. возможность выплаты дополнительного материального стимулирования за счет общей экономии бюджетных средств не предусмотрено.
Следовательно, требования истца по проведению перерасчета в связи с включением в расчет среднего заработка для выплаты выходного пособия в сумме 30000,18 руб., удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом неустановленно нарушений со стороны ответчика по произведенному расчету и выплате истцу сумм заработной платы, оснований для взыскания компенсации за задержку выплат в соответствии со ст.236 ТК РФ, в размере 5824,73 руб., также не имеется. Кроме того, заявленная сумма не соответствует сумме по расчету- 1346,67 руб.
Требование Чернышовой Е.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от основного требования о взыскании не выплаченных денежных сумм.
Ходатайство ответчика о применении к заявленным требованиям в части срока исковой давности суд находит необоснованным, поскольку не представлены достаточные и достоверные сведения, подтверждающие выдачу истцу расчетных листков (расчета) при увольнении, с указанием всех составляющих выплаченных сумм. Утверждения, что истец. являлась <данные изъяты>, что предусматривало проведение ревизий и проверок финансово-экономической деятельности, в том числе порядок и законность начисления заработной платы, в связи с чем, не мог не проверить сумму начисленной заработной платы по увольнению, ничем не подтверждены, должностных обязанностей, указывающих на это, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Чернышовой ФИО8 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании невыплаченных сумм, компенсации за задержку выплат при увольнении, денежной компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.12.2011 года.
Судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1892/2011 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Д.Н.Кузина