Дело № 2-19/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2012 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска
в составе председательствующего судьи Костевской И.Д., при секретаре Нефёдовой В.В.,
с участием истца Романчук В.А., представителя истца по заявлению Лештаева В.К., представителя ответчика Клименко А.В., действующего по доверенности № от 5.12.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романчук ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», Межрегиональной финансовой инспекции по Дальневосточному военному округу о взыскании сумм, не выплаченных при увольнении, с индексацией за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
Романчук В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что с 18.05.2010г. по 6.06.2011г. работал в должности <данные изъяты> Межрегиональной финансовой инспекции. 6.06.2011г. был уволен в связи с ликвидацией организации. При увольнении ему в расчет среднего заработка не были включены суммы премий в размере 135 000руб., 115 000руб. и 90 000руб., выплаченных на основании приказов начальника инспекции № от 4.08.2010г., № от 19.11.2010г. и № от 21.10.2010г., о чем он узнал лишь 10.10.2011г. Для разрешения возникшего спора 11.10.2011г. он обратился в ФБУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», на финансово-экономическом обеспечении которого находилась инспекция. 13.10.2011г. на его обращение ему был дан ответ об отказе в производстве перерасчета выплаченных сумм. Считает, что при расчете среднего заработка были нарушены правовые нормы, закрепленные в ст.ст.127, 129, 139, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 24.12.2007г. № 922. Выплата премий носит регулярный характер. В силу изложенного, просит взыскать доплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 37 585, 03руб., доплату выходного пособия в сумме 28 560руб., доплату среднемесячной заработной платы за четыре месяца, следующих за увольнением, в сумме 82 400руб. (июль – 29 920руб., август – 18 040руб., сентябрь – 18 040руб., октябрь – 16 400руб.), в общей сумме - 148 545, 03руб., также просит взыскать денежную компенсацию за задержку выплат при увольнении в сумме 3 323, 48руб. и компенсацию морального вреда в сумме 1 000руб.
В ходе рассмотрения дела истец от требования о взыскании с ответчика в его пользу компенсации за задержку выплат при увольнении отказался, остальные исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика недоплаченные суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8501,54 руб., выходного пособия в размере 40338,9 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за второй месяц в размере 42259,80 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за третий месяц в размере 42259,80 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за четвертый месяц в размере 42259,80 руб., среднемесячной заработной платы за период трудоустройства за пятый месяц в размере 38418,0 руб., предоставил заявление об уточнении исковых требований, приобщенное к материалам дела,
В судебном заседании истец, его представитель Лештаев В.К., указанные требования поддержали, кроме того, просят взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Пояснили, что основания, по которым обратились в суд с данным иском изложены в исковом заявлении, кроме того, основаны на требованиях ст.ст. 57, 129 ТК РФ, который распространяется на всех работающих граждан и имеет высшую юридическую силу перед положениями и приказами, принимаемыми предприятиями и ведомствами. Поскольку выплаченные истцу премии были включены в доход, указанный в справке по форме 2 НДФЛ, с них произведены удержания налога, они должны быть включены в средний заработок.
Представитель ответчика Клименко А.В. с иском не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что в систему оплаты труда работников Межрегиональной финансовой инспекции по Дальневосточному военному округу премии (выплаты на дополнительное материальное стимулирование), предусмотренные приказами Минобороны России №№ 115, 1010 не входили. В соответствии с указанными приказами, выплата премий осуществлялась за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. При начислении истцу оплаты неиспользованного отпуска, выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства ответчиком нарушений законодательства, прав и законных интересов не было допущено. Соответственно требования истца не подлежат удовлетворению. Также полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, определенный в ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Клименко А.В. к пояснениям, изложенным в письменных возражениях, дополнил, что премии, выплаченные истцу, носили разовый характер, источником их выплаты явилась экономия бюджетных средств по всем структурам и ведомствам, входящим в систему Министерства обороны РФ, в связи с чем, указанные выплаты не входят в систему оплаты труда финансовой инспекции, сотрудником которой истец являлся, и не подлежат включению в средний заработок. В справке по ф. 2 НДФЛ указывается весь доход, полученный истцом за отработанное время с удержаниями налогов, которые были произведены в соответствии с налоговым законодательством РФ, однако это не является основанием для включения премий, выплаченных истцу за счет средств экономии МО РФ - источника, не входящего в систему оплаты труда инспекции, в средний заработок истца, поскольку это противоречит ст. 139 ТК РФ. Просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что 18.05.2010г. между Межрегиональной финансовой инспекцией по Дальневосточному военному округу и Романчук В.А. был заключён трудовой договор, согласно которому истец был принят на работу в инспекцию на должность <данные изъяты>. На основании приказа начальника Межрегиональной финансовой инспекции № от 24.05.2011г. Романчук В.А. с 6.06.2012г. уволен с занимаемой должности по п.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с ликвидацией организации).
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовым договором № (л.д.54-60), трудовой книжкой ТК № (л.д.6).
Согласно части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо…увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В силу части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Финансово-экономическое обеспечение Межрегиональной финансовой инспекции, согласно договору на обслуживание № от 31.12.2010г., обеспечивало Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (л.д.62-65), которое с 26.10.2011г. на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ переименовано в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (л.д.100).
Согласно приложению 1 к приказу начальника аппарата МО РФ – заместителя Министра обороны РФ от 15.12.2010 г. № 0228 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений МО РФ» межрегиональная финансовая инспекция (по Дальневосточному военному округу) с 1.01.2011 г. была зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» без открытия лицевого счета в органах Федерального казначейства (справка от 20.12.2011 г. №).
Исходя из расчетно-платежных документов, а также пояснений представителя ответчика – ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» - на основании приказа № от 24.05.2011г. истцу при увольнении была выплачена сумма в размере 56 087, 64руб., в состав которой в том числе вошли выходное пособие – 33 463, 50руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 8 дней – 8 106, 32руб. Также истцу была выплачена среднемесячная заработная плата на период трудоустройства: за июль 2011г. – 35 057, 00руб., за август 2011г. – 42259,80 руб., за сентябрь – 42259,80 руб., за октябрь 31870 руб., что было им подтверждено в судебном заседании. В средний заработок для расчета указанных выплат, в том числе отпускной компенсации, выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства, ответчиком суммы премий, выплаченные истцу в размере в размере 135 000руб., 115 000руб. и 90 000руб. на основании вышеуказанных приказов, включены не были.
Вместе с тем, суд находит верным расчет среднего заработка, выполненный ответчиком, для исчисления отпускной компенсации, выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства истца по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, расчет среднего заработка истца для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении и среднего заработка на период трудоустройства был произведен ответчиком в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен порядок исчисления средней заработной платы (среднего заработка). Согласно частям 1, 7 комментируемой статьи, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007г. № 922, согласно пункту 2 которого, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в том числе, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подп.«н»).
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации сформулированы понятия заработной платы (оплаты труда работника), тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Согласно приведенным в комментируемой статье определениям, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно частям 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно разделу № 3 трудового договора № от 18.05.2010г., работодателем истца являлась Межрегиональной финансовой инспекции, в которой была установлена повременная система оплаты труда, истцу был определен фиксированный размер оплаты труда в сумме <данные изъяты>. в месяц, который не включал компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (пункт 3.2 договора).
Премии, надбавки и другие выплаты поощрительного и стимулирующего характера устанавливались Межрегиональной финансовой инспекцией в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий за нарушение трудовой дисциплины и выплачивались за счет средств экономии фонда оплаты труда (пункт 3.3 договора).
Исходя из пояснений истца, при расчете его среднего заработка в июне 2011г. в расчет не была включена премия, выплаченная на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2009г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», в сумме 135 000руб. (приказ начальника финансовой инспекции Минобороны РФ от 4.08.2010г. № 97) и премия, выплаченная на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», в сумме 115 000руб. (приказ начальника финансовой инспекции Минобороны РФ от 19.11.2010г. № 146, приказ начальника Межрегиональной финансовой инспекции (по Дальневосточному военному округу) № №).
Приказом Минобороны Российской Федерации от 10 ноября 2008г. № 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Положение). Согласно пунктам 12, 13 раздела II Положения «Особенности оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Из правового смысла приведенной нормы следует, что стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда организации, должны быть включены в годовой фонд оплаты труда организации, утверждаемый ежегодно соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 115 от 28.03.2009г. был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Порядок). В силу положений Порядка, материальное стимулирование (дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала) выплачивается военнослужащим и лицам гражданского персонала ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения утвержденных фондов за соответствующий квартал с учетом анализа свободных неиспользованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункты 1, 2,4 Порядка).
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26.07.2010г. комментируемый приказ с октября 2010г. признан утратившим силу.
Приказом Минобороны РФ № 1010 от 26.07.2010г. утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, положения которого повторяют положения Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ № 115 от 28.03.2009г.: дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункты 1, 2, 3 Порядка).
Как установлено судом, на основании приведенных приказов истцу были произведены выплаты премий в сумме 135 000руб., 115 000руб., 90 000 руб, что подтверждается приказом начальника финансовой инспекции Минобороны РФ от 4.08.2010г. № 97, приказом начальника финансовой инспекции Минобороны РФ от 19.11.2010г. № 146, приказом начальника Межрегиональной финансовой инспекции (по Дальневосточному военному округу) №.
Указанные выплаты были произведены на основании распоряжения Министра обороны Российской Федерации в связи с наличием экономии бюджетных средств МО РФ сверх утвержденного фонда оплаты труда, а не за счет средств, входящих в систему оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекцией, поэтому не могут учитываться при расчете годового фонда оплаты труда организации, соответственно не могут приниматься в расчет при расчете среднего заработка.
Исходя из положений заключенного с Романчук В.А. трудового договора, премии, выплаченные истцу на основании указанных приказом Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств Министерства обороны РФ премии в систему оплаты труда Межрегиональной финансовой инспекции не входили, их выплата не носила постоянного характера. поскольку зависела от наличия экономии бюджетных средств. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ответчика отсутствовали основания для включения выплаченных истцу сумм премий в его средний заработок. Поскольку указанные суммы премий являлись доходом истца, они верно были отражены ответчиком в справке о доходах по форме 2 НДФЛ, с указанного дохода было произведено удержание налога в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством РФ, однако данное обстоятельство не является основанием в виду вышеизложенного для включения данных выплат в средний заработок.
При таких обстоятельствах, оснований для включения выплаченных Романчук В.А. премий в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, а также среднемесячной заработной платы на период трудоустройства, не имеется.
Следовательно, требования истца по проведению перерасчета в связи с включением в расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, среднемесячной заработной платы на период трудоустройства, удовлетворению не подлежат.
Требование Романчук В.А. о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 1 000руб. удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от основного требования о взыскании не выплаченных денежных сумм, для удовлетворения которых оснований судом не установлено.
Ходатайство ответчика о применении к заявленным требованиям в части срока исковой давности суд находит необоснованным, поскольку при увольнении выплата денежных сумм производилась на банковский счет истца, без выдачи ему расчета – расшифровки выплаченных денежных сумм, данная расшифровка не содержится также и в справке по ф. 2НДФЛ, полученной истцом в июне 2011 г., в связи с чем, ответчиком не опровергнуты доводы истца о том, что о нарушенном праве ему стало известно 10.10.2011г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Романчук ФИО6 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», Межрегиональной финансовой инспекции по Дальневосточному военному округу о взыскании сумм, не выплаченных при увольнении, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13.01.2012г.
Судья И.Д.Костевская
Решение не вступило в законную силу.