11.01.2012 удовлетворены исковые требования К. о возложении обязанности по восстановлению в списках на получение государственного жилищного сертификата



Дело № 2-11/2012

                        Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

11 января 2012 года                                                г. Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.

при секретаре Кузиной Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульченко ФИО8 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об оспаривании отказа в признании участником подпрограммы «Жилище» незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,

        У С Т А Н О В И Л:

Кульченко А.И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об оспаривании отказа в признании участником подпрограммы «Жилище» незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указал, что с 18.03.2002г. состоял в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Его кандидатура была включена в сводный список кандидатов на получение ГЖС по Сибирскому военному округу. На протяжении нескольких лет вел переписку с военными ведомствами, ему сообщали о движении очереди. 30.09.2011г. решением начальника ФГУ «Востокрегионжилье» ему отказано в оформлении государственного жилищного сертификата по причине того, что закрытый городок, место дислокации <адрес> <адрес> исключен из списка закрытых военных городков. Считает, что данным решением нарушено его право на получение государственного жилищного сертификата и на улучшение жилищных условий. Просит суд признать отказ ФГУ «Востокрегионжилье» незаконным, обязать ответчика признать Кульченко А.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., включить в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие истца в силу ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассматривать дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.

На основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Кульченко А.И. проходил военную службу, уволен ДД.ММ.ГГГГ, календарный срок службы составляет 25 лет, что подтверждается списком граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2011г. (л.д.48), приложением к указанному списку (л.д.50).

С ДД.ММ.ГГГГ Кульченко А.И. проживает в служебной трехкомнатной квартире по адресу <адрес>, <адрес>, составом семьи: жена ФИО2, 1950г.р., сын ФИО3, 1973 г.р., дочь ФИО4, 1978г.р., внук ФИО3, 1996г.р., внук ФИО5, 2000 г.р., что подтверждается справкой Домоуправления Гусиноозерской КЭЧ района (л.д.25).

Представленной истцом перепиской (л.д.16-20), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) подтверждается, что он являлся участником программы «Государственные жилищные сертификаты», неоднократно, ежегодно обращался в военные ведомства, где ему сообщали его очередность.

Ответом начальника ФГУ «Востокрегионжилье» от 30.09.2011г. ему сообщено, что закрытый военный городок <адрес> <адрес>, в котором он проживает, утратил статус закрытого, в связи с чем, документы истца на оформление ГЖС возвращены без исполнения (л.д.13).

            В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

17.09.2001г. постановлением Правительства Российской Федерации № 675, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010гг., в состав которой были включены: федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998г. № 71, срок действия которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002г. № 450 был продлен на 2003г., и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно    п. 5    Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы(утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, с последующим изменениями), право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, основанием для участия в подпрограмме помимо принадлежности гражданина к какой-либо из категорий, установленных Правилами, является его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.4, 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Приказом Минобороны Российской Федерации от 10.06.2006г. № 215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, который был разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Согласно разделу 2 программы «Государственные жилищные сертификаты», к одной из категорий граждан, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, относятся граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

В пунктах 2, 3 Общих положений Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, а также оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, закреплено, что для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), подают заявление (рапорт) вместе с документами, указанные в подп.«а» п.19 Правил, в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Документы и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), о результатах которой КЭЧ уведомляет командира воинской части. По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Жилое помещение, в котором проживает истец с семьей, находится по адресу <адрес>.

В силу положений п.1 Изменений и дополнений, которые внесены в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов службы безопасности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ закрытый военный городок место дислокации <адрес> <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, с 18.03.2002г. по 2011 год первоначально составом семьи 4 человека, в последующем 6 человек; проживал на законном основании в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке, который ликвидирован, производил оплату за жилье и коммунальные услуги, что в целом, подтверждает факт его нуждаемости в жилье как до 1.03.2005 г., так и после указанной даты

В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п.1).

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.2.1). Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 14).

      Основанием для отказа в признании гражданина участником названной подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, предъявляемым к нему Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

       Указанные выше Правила не предусматривают возможность исключения гражданина, признанного участником подпрограммы, из списков кандидатов на получение жилищных сертификатов по какому-то ни было основанию.

Несмотря на то, что военный городок, в котором проживает истец с семьей, утратил статус закрытого, учитывая, что имеются иные основания для признания за Кульченко А.И. права на получение государственного жилищного сертификата, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить.

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у Кульченко А.И. 1952г.р., ФИО3 1973г.р., ФИО2 1950г.р., ФИО4 (Кульченко) С.А. 1978 г.р. отсутствуют объекты недвижимого имущества.

Как следует из справки муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный городской центр по предоставлению муниципальных услуг» от 14.04.2011г Кульченко А.И. и члены его семьи: ФИО2, 1950г.р., ФИО3, 1973 г.р., ФИО4 1978г.р. муниципального жилья не имеют, в очереди на улучшение жилищных условий в <адрес> не состоят.

Истец, как военнослужащий с общей продолжительностью службы в календарном исчислении более 10 лет, не имеющий жилого помещения для постоянного проживания, имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Исключение Кульченко А.И. из списков нуждающихся и снятие с учета, является незаконным и противоречащим вышеприведенным нормам, нарушающим имеющееся у истца право на получение финансовой помощи в выбранном им порядке. Информация о снятии Кульченко с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении ГЖС) ответчиком была представлена 30.09.2011г.

    Правила предусматривают отказ в признании гражданина участником подпрограммы, однако Кульченко А.И. уже был признан кандидатом на получение государственного жилищного сертификата в установленном порядке.

          В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая, что отказ ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 30.09.2011г. в принятии документов для оформления ГЖС, об исключении Кульченко А.И. из списка кандидатов на получение жилищного сертификата является незаконным, и он подлежит восстановлению в данном списке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кульченко ФИО9 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы «Жилище» незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списках кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 30.09.2011 года в принятии документов для оформления государственного жилищного сертификата и исключении из списков участников подпрограммы «Жилище».

Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Кульченко ФИО10 в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 11.01.2012 года.

Судья:                                                                                        /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья                               Е.Ю.Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-11/2011 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь                                                                                                                                   Д.Н.Кузина