23.01.2012 удовлетворены исковые требования Д. о восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата



Дело №2-4/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года                                                       г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.

при секретаре Кузиной Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярева ФИО9 к ФБУ Управление Дальневосточного военного округа МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Дегтярев В.В. обратился в суд с иском к Дальневосточному военному округу МО РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование иска указал, что приказом командующего 5-ой армией -ПМ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен в запас с военной службы в вооруженных силах РФ, всего в календарном исчислении прослужил 21 год, что в льготном исчислении составляет 26 лет 8 месяцев. При обращении в 2002 году в жилищную комиссию был признан нуждающимся в жилье, поставлен в очередь на получение государственного жилищного сертификата. Из полученных им ответов из военных ведомств следует, что Дегтярев В.В. был поставлен на учет как лицо, подлежащее отселению из закрытого гарнизона <данные изъяты> хотя сам он полагал, что просил о выдаче жилищного сертификата именно в связи с увольнением с военной службы. Ежегодно он подавал документы на получение ГЖС, но оказывалось, что Министерство обороны РФ не выделяло достаточно средств для получения сертификатов всеми нуждающимися военнослужащими. Из очереди на получение ГЖС истец не исключался. Считает, что должностные лица должны были разъяснить ему значение закрытого военного городка, и что они самостоятельно включили его в список на получение жилья именно с проживанием в закрытом военном городке, а не в связи с увольнением по выслуге лет. Просит суд возложить обязанность на Дальневосточный военный округ, Министерство обороны РФ по выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения им жилья в <адрес> с учетом членов его семьи.

Определением судьи от 08.12.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с отдаленностью места проживания. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика- ФБУ Управление Дальневосточного военного округа МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно представленному отзыву, заявленные требования не признает, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу. Как орган военного управления выполняет лишь отдельные функции. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ и указаний Министра обороны РФ в целях реализации права на жилищное обеспечение, в том числе и ГЖС, создан ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, на которое возложены функции жилищного обеспечения.

Представители ответчиков- ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, причины неявки суду не сообщили. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Дегтярев В.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ в заявлении к командиру войсковой части <данные изъяты> Дегтярев В.В. просил включить его в состав кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека (л.д.10).

Согласно справке о проверке жилищных условий (л.д.11), комиссией рекомендовано включить Дегтярева В.В. в состав участников президентской программы «Государственный жилищный сертификат». На основании выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено ходатайствовать перед командиром части о включении Дегтярева В.В. в списки кандидатов на получение ГЖС с учетом состава семьи 4 человека (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части <данные изъяты> утвержден список кандидатов на получение ГЖС по войсковой части <данные изъяты> в 2002 году, в котором под номером 1 раздела 3 «Граждане, проживающие в закрытых военных городках и подлежащие отселению» значится Дегтярев В.В. (л.д.14).

Представленной истцом перепиской: справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), подтверждается факт признания его нуждающимся в получении жилья.

Дегтярев В.В. проживает по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 53 кв.м., на основании договора найма жилого помещения в домах Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, до получения государственного жилищного сертификата, о чем имеется обязательство (л.д.8). Совместно с ним проживают и зарегистрированы жена ФИО1, дочь ФИО10 зять ФИО5, внук ФИО6, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Его сын ФИО2 проживает и зарегистрирован по адресу <адрес> <адрес>, <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ На момент признания Дегтярева В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, сын ФИО2 был включен в состав семьи и учитывался при формировании списков, что подтверждается представленными доказательствами.

ФИО5, ФИО6 членами семьи истца не являются, требования о признании их таковыми Дегтяревым В.В. не заявлялись, в связи с тем, что ФИО5 является военнослужащим и самостоятельно пользуется льготой на улучшение жилищных условий.

17.09.2001г. постановлением Правительства Российской Федерации № 675, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010гг., в состав которой были включены: федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998г. № 71, срок действия которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002г. № 450 был продлен на 2003г., и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно    п. 5    Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, с последующим изменениями), право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, основанием для участия в подпрограмме помимо принадлежности гражданина к какой-либо из категорий, установленных Правилами, является его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4, 5 статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

    Приказом Минобороны Российской Федерации от 10.06.2006г. № 215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, который был разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Согласно разделу 2 программы «Государственные жилищные сертификаты», к одной из категорий граждан, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, относятся граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

В пунктах 2, 3 Общих положений Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, а также оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, закреплено, что для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), подают заявление (рапорт) вместе с документами, указанные в подп.«а» п.19 Правил, в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Документы и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), о результатах которой КЭЧ уведомляет командира воинской части. По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Жилое помещение, в котором проживает истец с семьей, находится по адресу <адрес>

В силу положений п. 7 Изменений, которые внесены в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов службы безопасности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ военный городок (<адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.

В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п.1).

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.2.1). Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 14).

      Указанные выше Правила не предусматривают возможность исключения гражданина, признанного участником подпрограммы, из списков кандидатов на получение жилищных сертификатов по какому-то ни было основанию.

Несмотря на то, что военный городок, в котором проживает истец, утратил статус закрытого, учитывая, что имеются иные основания для признания за Дегтяревым В.В. права на получение государственного жилищного сертификата, которые с момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на день рассмотрения дела судом не изменились, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить.

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у Дегтярева В.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 отсутствуют объекты недвижимого имущества.

Истец, как военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, с общей продолжительностью службы в календарном исчислении более 10 лет, не имеющий жилого помещения для постоянного проживания, имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Исключение Дегтярева В.В. из списков нуждающихся и снятие с учета, является необоснованным и противоречащим вышеприведенным нормам, нарушающим имеющееся у истца право на получение финансовой помощи в выбранном им порядке. Информация о снятии Дегтярева В.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении ГЖС) с ДД.ММ.ГГГГ ответчиками была представлена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19,22)

        Правила предусматривают отказ в признании гражданина участником подпрограммы, однако Дегтярев В.В. уже был признан кандидатом на получение государственного жилищного сертификата в установленном порядке.

С учетом положений приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, полномочий, определенных Уставом ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», обязанность по обеспечению жилым помещением должна быть возложена на орган, осуществляющий полномочия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в данном регионе - ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ".

Следовательно, принятие документов, проверка их, направление документов в вышестоящий орган, постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, должны быть возложены на ответчика ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ. Дальневосточный военный округ МО РФ соответствующими полномочиями не наделен, указанные функции не выполняет, следовательно, надлежащим ответчиком не является. В требованиях в ДВО Министерства обороны РФ надлежит отказать.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая, что отказ ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в принятии документов для оформления ГЖС, об исключении Дегтярева В.В. из списка кандидатов на получение жилищного сертификата является незаконным, и он подлежит восстановлению в данном списке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дегтярева ФИО11 к Дальневосточному военному округу МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Дегтярева ФИО12 в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить жилым помещением, по установленным нормам, как военнослужащего, уволенного по достижению предельного возврата пребывания на службе и нуждающегося в улучшении жилищных условий Дегтярева ФИО13 с учетом в качестве членов семьи: жену ФИО1, сына ФИО2, дочь ФИО3, с даты принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ

        Взыскать с Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации уплаченную госпошлину 200 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 23.01.2012 года.

Судья:                                                 /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Копия верна: судья                                                      Е.Ю.Якубанец

Подлинник решения находится в материалах дела №2-4/2012 в Кировском районном суде г.Хабаровска

Секретарь                                                                                                                   Д.Н.Кузина