Дело № 2-645/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Голиковой А.В.,
с участием представителя истцов Солобневой О.В., действующей по ордеру адвокатского образования от 10.04.2012 г.,
представителя ответчика Миневич М.Д., действующей по доверенности от 30.12.2011 г. до 31.12.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хижняк ФИО9, Имбор ФИО10, Имбор ФИО11 к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма. В обосновании иска указали, что Хижняк С.А. является военнослужащим ВС РФ и проходит службу по контракту в Управлении планирования и координации материально-технического обеспечения Восточного военного округа. Решением жилищной комиссии Управления тыла ДВО от 29.06.2005 года ему предоставлена <адрес>. На основании справки разрешения от 09.06.2005 года Хижняк С.А. и члены его семьи супруга Имбор Т.П., дочь Имбор В.С. вселились в <адрес>, и по настоящее время в ней проживают. В 2007 году <адрес> была передана в муниципальную собственность. Ранее в <адрес> проживал военнослужащий ФИО7, который убыл для дальнейшего прохождения военной службы в г. Москву. За военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
От ответчика поступил отзыв на иск, согласно которому администрация города Хабаровска исковые требования не признает, поскольку <адрес> является муниципальной собственность. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации договор социального найма является основанием для вселения в жилое помещение. Администрация г. Хабаровска решения о предоставлении Хижняку С.А., Имбор Т.П., Имбор В.С. спорного жилого помещения на условиях социального найма не принимала. Решение о предоставлении истцам спорного жилого помещения было принято третьим лицом и на основании этого решение было произведено вселение. Истцы не состоят в администрации города Хабаровска в очереди нуждающихся в жилых помещениях и не относятся к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Ссылка истца на протокол заседания жилищной комиссии управления тыла ДВО несостоятельна, т.к. не представлены доказательств, что жилищная комиссия войсковой части № является органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда. Ссылаясь на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец не представил доказательств, что <адрес> занимал военнослужащий. Истцом не представлены сведения о гражданах, имеющих право пользования спорной квартирой в настоящее время.
В ходе судебного разбирательства истцами увеличены исковые требования о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии предоставленной квартиры по адресу <адрес>, в которой предыдущим квартиросъемщиком была проведена перепланировка и переустройство: из площади жилой комнаты выделено место под коридор, для чего между коридором и жилой комнатой была выполнена глухая разделительная перегородка из ГВЛ по металлическому каркасу и между образованным в результате этого коридором и основным коридором убрана деревянная разделительная перегородка, в результате чего площадь жилой комнаты уменьшилась на 0,6 кв.м. и составила до 13,4 кв.м. (до перепланировки площадь составляла 14,0 кв.м.). Площадь коридора при этом соответственно увеличилась на 0,6 кв.м.. Другая жилая комната, ванная и туалет изменениям не подвергались, их площади остались прежними. Согласование данной перепланировки и переустройства своевременно получено не было. Принимая во внимание, что произведённая перепланировка полностью соответствует действующим нормам, не затрагивает несущие узлы и конструкции, не повлияла на несущую способность конструкций, что подтверждается представленными заключениями уполномоченных организаций, просит иск удовлетворить.
В судебное заседание истцы не явились, просят рассматривать дело в их отсутствии согласно представленных заявлений, представитель иск поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика иск не признала на основании доводов, изложенных в иске, дополнительно пояснив, что перепланировка проведена без соответствующего разрешения, у истцов отсутствует право на обращение в суд с иском о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
11.06.2004 года Хижняк С.А. и Имбор Т.П. заключили брак, что подтверждается повторным свидетельством о рождении.
Хижняк С.А. проходит военную службу по контракту в управлении планирования и координации материально-технического обеспечения Восточного военного округа. По состоянию на 01.03.2012 года выслуга лет в календарном исчислении составляет 32 года 6 месяцев, в льготном исчислении 41 го<адрес> месяцев. В его личном деле записаны жена Имбор Т.П., дочь Имбор В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-15).
Полковнику Хижняк С.А. распределена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, ранее занимаемая офицером штаба тыла округа полковником ФИО7, убывающим для прохождения дальнейшей службы в г. Москву, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от 29.06.2005 года, справкой начальника штаба тыла ДВО от 08.06.2005 года.
Хижняк С.А. зарегистрирован по <адрес> Управление тыла ДВО, Имбор Т.П., Имбор В.С. зарегистрированы в <адрес>, что следует из копий паспортов.
В <адрес> зарегистрированных лиц не значится (Фома 36, поквартирная карточка).
Как следует из представленных справок органов осуществляющих регистрационный учет недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права Хижняк С.А. объектов недвижимости в собственности не имеет. Имбор Т.П. и Имбор В.С.. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве общей долевой собственности по (1/3) <адрес>.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14.11.2007 года <адрес> передана в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ст.ст. 49, 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Договор социального найма жилого помещения заключается между собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующего от его имени органом местного самоуправления) и гражданином в письменной форме.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Военная служба, исходя из положений ст. 59 и 71 Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Как следует из ст.ст. 1, 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 25.12.2003 года № 453-О указал, что п. 5 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Судом установлено, что военнослужащий Хижняк С.А. в период прохождения службы по решению жилищной комиссии ему была выделена квартира государственного жилищного фонда, освобожденная военнослужащим и впоследствии переданная муниципальному образованию. В связи с чем, заявленные истцами требования подлежат удовлетворению. Сам по себе факт наличия на праве общей долевой собственности <адрес>, не может служить основанием к отказу в иске о признании права на спорную жилую площадь, куда соистцы вселились в качестве члена семьи нанимателя.
Как следует из технического паспорта от 30 марта 2012 г., в спорной в квартире проведена перепланировка, общая площадь составляет 53,1 кв.м., в том числе квартиры 53,1 кв.м., жилая 34,6 кв.м., подсобная 18,5 кв.м..
ОАО «Эком-коттедж», имеющим лицензию на проектирование зданий и сооружений, проведено обследование спорной квартиры, в ходе которого установлено, что в квартире выполнена перепланировка: из площади жилой комнаты выделено место под коридор, для чего между коридором и жилой комнатой была выполнена глухая разделительная перегородка из ГВЛ по металлическому каркасу и между образованным в результате этого коридором и основным коридором убрана деревянная разделительная перегородка. Дано заключение о том, что перепланировка для эксплуатации квартир и несущей способности конструкций подъезда этого дома угрозы не представляет, не создает угрозу жизни и проживанию (заключение от 26.04.2012 года).
В ходе проведенного обследования Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 02.05.2012 года, установлено, что квартира соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» 27.06.2012 г. года дано заключение, что, техническое состояние электропроводки, соответствует нормативно-технической документации и правилам техники безопасности.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1). Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление (п.1), правоустанавливающие документы (п. 2), подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства (п.3); технический паспорт (п. 4) переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма) (п. 5); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (п.6) (часть 2). Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5). Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6).
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ч. 1-4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Учитывая представленные заключения организаций, имеющих соответствующие полномочия, согласно которых проведенные самовольно работы в жилом помещении, не нарушают права и законные интересы других граждан и не создают угрозу чьей-либо жизни или здоровью, суд считает возможным сохранить жилое помещение – квартиру, в перепланированном состоянии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хижняк ФИО12, Имбор ФИО13, Имбор ФИО14 к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворить.
Признать за Хижняк ФИО15, Имбор ФИО16, Имбор ФИО17 право пользования жилым помещением по договору социального найма - квартирой <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> заключить с Хижняк ФИО18 по его обращению договор социального найма на <адрес> с включением в договор социального найма в качестве членов семьи Имбор ФИО19, Имбор ФИО20.
Сохранить в перепланированном состоянии <адрес> в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 16.07.2012 года
Судья: /Якимова Л. В./
Решение не вступило в законную силу.