о взыскании пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха



Дело № 2- 421\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 годаг. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Ковера Н.М.,

с участием истца Кузнецова И.А.,

представителя ответчика Пажинской И.Э., действующей на основании доверенности от 12.04.2010 года, сроком на три года,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова <данные изъяты> к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о взыскании пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецов И.А. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка, компенсации морального вреда, судебных расходов. Определением суда от 11.03.2011 года производство в части исковых требований о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части. В обоснование заявленных требований истец указал, что он с января 2010 года проходил внутреннюю службу по контракту в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю в должности заместителя начальника управления кадров (воспитательной работы и психологического обеспечения) - начальника отдела кадров. 25.09.2010 года он был уволен с ОВД по выслуге срока службы лет, дающего право на пенсию (п.п. «в» ст. 58 Постановления ВС Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1). Во время прохождения службы, а именно в апреле 2010 г. им был в установленном порядке подан рапорт с приложением всех необходимых документов о выплате соответствующей денежной компенсации на проведение летнего оздоровительного отдыха сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В период прохождения службы он неоднократно обращался к полномочным должностным лицам ГУ МЧС России по Хабаровскому краю по вопросу выплаты данной компенсации. На что постоянно получал ответы об отсутствии целевых денежных средств для произведения этой выплаты и на то, что она будет произведена сразу же после поступления соответствующего финансирования всем сотрудникам, имеющим на это право и изъявившим желание ее получить. После увольнения он продолжал систематически интересоваться данным вопросом, на что получал постоянно аналогичные ответы об отсутствии необходимых денежных средств. Примерно в 20 числах декабря месяца 2010 года ему стало известно о том, что финансирование на данную компенсацию довольствующим органом произведено и начала осуществляться непосредственно сама выплата всем сотрудникам Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. В это же время он позвонил в бухгалтерию управления, где ему объяснили, что выплата уволенным сотрудникам производиться не будет. По имеющейся у него информации выплата компенсации производилась до конца декабря месяца 2010 года. 23 декабря 2010 года, 15 января по электронной почте, 21 января и 4 февраля 2011 года обращался письменно в адрес начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю по данному вопросу, так же звонил в бухгалтерию. В нарушении норм действующего законодательства начальник Главного управления ни разу надлежащим образом не ответил ему по существу письменных обращений. После того, как должностные лица Главного управления не ответили на его заявления, он обратился в вышестоящую организацию - Дальневосточный региональный центр МЧС России 4 февраля 2011г.. Отсутствие денежных средств не является основанием не выплаты какой-либо компенсации при увольнении. Таким образом, считает, что ко дню увольнения данная компенсация должна была быть выплачена. До настоящего времени ответчик злостно без каких-либо законных оснований не произвел ему положенную выплату. В связи с тем, что должностные лица Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю длительное время уверяли его, что выплата будет произведена сразу же после поступления денежных средств, но фактически в конце декабре месяца 2010 года отказали в данной выплате, так как он является уволенным сотрудником названного управления и тот факт, что до настоящего времени он не получил ответов на свои обращения, являются наличием уважительных причин позднего обращения в суд с исковым заявлением. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1051, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года размер данной компенсации составляет 10800 руб. на ребенка 6,5 лет до 15 лет включительно. Действующее законодательства Российской Федерации не имело и не имеет каких-либо ограничений по не выплате данной компенсации сотрудникам, которые во время трудовых отношений имели право на ее выплату, но по причине отсутствия соответствующего финансирования на момент увольнения она фактически произведена не была. Его физические и нравственные страдания заключаются в том, что он с момента увольнения является пенсионером, на его иждивении находятся трое детей (дочь <данные изъяты> студентка 1 курса; сын - <данные изъяты> учащийся 3 класса и дочь <данные изъяты>). Супруга в настоящее время не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Несмотря, на законное право на выплату вышеуказанной компенсации она без объяснения причин ответчиком не произведена. Также физические и нравственные страдания выражаются в том, что ответчиком в нарушении норм действующего законодательства Российской Федерации не дан в его адрес ответ на письменные обращения. Исходя из принципа разумности и справедливости считает, что размер компенсации морального вреда составляет 10000 руб., а также просит взыскать судебные расходы по уплате госпошлины 200 руб. и отправки почтовой корреспонденции в размере 15,55 руб. (квитанция от 23.12.2010 года), 15,75 руб. (квитанция от 22.01.2011 года) и 28,10 руб..

В судебном заседании истец исковые требования полностью поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, суду пояснила, что заявителем пропущен срок представленный для обжалования. В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. До дня увольнения в порядке установленном законодательством Российской Федерации с истцом произведен полный расчет. В письменном виде, под роспись, с размером всех причитающихся выплат истец был ознакомлен под роспись 24 сентября 2010 года. Денежный аттестат № 14 содержит исчерпывающий перечень выплат, которые произведены при увольнении. Таким образом, истец узнал о том, что, по его мнению, его право нарушено 24.09.2010 года, а обратился в суд с исковым заявлением через 4,5 месяцев - 15.02.2011 года, то есть по истечении срока представленного для обжалования. Все установленные документы, включая денежный аттестат, были сданы в отдел пенсионного обслуживания УВД по Хабаровскому краю 29.09.2010, на основании сданных документов истцу в настоящее время выплачивается пенсия. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Материалами дела в полном объеме подтверждается отсутствие у заявителя уважительных причин пропуска срока для обращения в суд. Согласно п. 6. ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Госдуму проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. В связи с этим Госдумой был принят Федеральный закон от 17.12.2009 N 313-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Пунктом 2 ст. 1 данного Закона приостановлено до 1 января 2011 г. действие ч. 13 ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1. Указанные положения предусматривают выплату сотрудникам денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Порядок и размер указанных выплат определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей". По данному вопросу в Главное управление поступили соответствующие разъяснения МЧС России от 17.03.2010 № 15-1-880, о том, что в связи с вышеизложенным в доведенных МЧС России лимитах на 2010 год денежные средства на оплату стоимости путевок их детей школьного возраста не предусмотрены. Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2010 N 159-ФЗ законодатель отменил действие указанных выше положений Федерального закона N 313-ФЗ, закон вступил в силу 06.08.2010 г.. Лимиты во исполнение требований законодательства в установленном порядке были доведены в декабре 2010 года, о чем доведено МЧС России и в адрес Главного управления поступили соответствующие разъяснения от 23.12.2010 № 15-1-5305. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обладает полномочиями исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджетные обязательства, обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу правоотношений, оспариваемая выплата производится только сотрудникам Государственной противопожарной службы. Правовые основания для выплаты лицу, которое не проходило службу в декабре 2010 года в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю отсутствовали. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Считает, что правомерные действия, в пределах определенных законодателем полномочий, должностных лиц Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю не являются, действиями, либо бездействием вследствие которых истцу мог быть причинен моральный вред, отсутствуют факты, подтвержденные доказательствами о причинении истцу нравственных или физических страданий, действиями (бездействием) сотрудников Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.

На основании исследованных по делу доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходятся детьми Кузнецова <данные изъяты>, ФИО4, что подтверждается свидетельствами о рождении.

Кузнецов И.А. назначен на должность заместителя начальника управления кадров (воспитательной работы и психологического обеспечения) – начальника отдела кадров Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с 18.01.2010 года (выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ).

07.04.2010 года Кузнецовым И.А. подан рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по <адрес> о произведении выплаты компенсации летнего отдыха ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «В» статьи 58 Положения о службе в ОВД Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «В» статьи 58 Положения о службе в ОВД Российской Федерации 25.09.2010 года. Как следует из справки ГУ МСЧ России по Хабаровскому краю от 01.04.2011 года Кузнецов И.А. действительно проходил службу по 25.09.2010 года.

Кузнецовым И.А. 20.12.2010 года, 15.01.2011 года, 04.02.2011 года в адрес ГУ МЧС России по Хабаровскому краю были направлены заявления с просьбой указать причины невыплаты ему пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка и сообщить сроки ее выплаты. Аналогичное обращение им было направлено 04.02.2011 года в адрес Дальневосточного регионального центра МЧС России, на которое 04.03.2011 года ему был дан ответ, что на момент его увольнения не было правовых оснований осуществить данную выплату, предложено обратиться за получением выплаты по месту получения пенсии.

На заявление от 15.01.2011 года первым заместителем начальника Главного управления истцу был дан ответ, о том, что при увольнении ему были произведены все положенные выплаты.

Факт не выплаты Кузнецову И.А. на момент увольнения пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка подтверждается материалам дела и не оспаривается ответчиком.

Имеется справка по месту работы супруги истца, о том, что в 2010 году путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря за счет средств фонда социального страхования на ее детей: ФИО3 и ФИО1 не приобретались (л.д. 20).

Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911) (с изменениями от 26 февраля 2006 г., 26 апреля 2008 г., 8 декабря 2010 г.) определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10800 рублей, а выплата на проведение отдыха детей - в размере 15840 рублей. Указанные выплаты осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации (п.1). Военнослужащим и сотрудникам выплата осуществляется по месту получения ими денежного довольствия. Прочим лицам, имеющим право на получение выплат, указанных в пункте 1 настоящих Правил, - по месту получения ими пенсии (п.2).

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 1 апреля 2005 г., 2 марта, 1 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 22 июля 2010 г.) распространено на лиц вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.

Действие положений части 13 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г..

Согласно ч. 13 ст. 54 Положения сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящей частью, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.

Между тем, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", вступившим в силу с 01.01.2010 года, приостановлено до 1 января 2011 года действие: части тринадцатой статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I.

Действие п. 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона № 313 признано утратившим силу 06.07.2010 года, согласно ст. 4 ФЗ от 22.07.2010 года № 159 –ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в 2010 году у истца во время прохождения службы возникло право на получение пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое на момент его увольнения ответчиком выплачено не было. Таким образом, суд находит возможным взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в пользу Кузнецова <данные изъяты> пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 10800 руб. – в пределах заявленных истцом требований.

Суд находит необоснованным ходатайство представителя ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований за пропуском срока на обращение в суд, поскольку трудовая книжка и военный билет получены Кузнецовым И.А. 25.09.2010 года (л.д.31), выплаты при увольнении истцу произведены 24.09.2010 года, в Кировский районный суд истец обратился 15.02.2011 года, изначально Кузнецов И.А. обращался с заявлением о нарушении своего права на получение пособия к руководству ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ответ ему был направлен 09.02.2011 года (л.д.35), 23.12.2010 года истец обратился с заявлением на неправомерные действия должностного лица ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска, которое определением суда от 27.01.2011 года оставлено без рассмотрения, 04.02.2011 года подобное обращение направлено в Дальневосточный региональный центр МЧС России, ответ дан 04.03.2011 года. С учетом изложенного суд приходит к выводу об уважительной причине пропуска истцом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка.

На основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу истца по его просьбе, суд находит возможным взыскать денежную компенсацию морального вреда, в связи с установленным фактом нарушения его трудовых прав работодателем. С учетом установленных обстоятельств по делу, доводов сторон, индивидуальных особенностей истца, а также требований разумности и справедливости, суд находит сумму морального вреда указанную истцом в размере 10000 руб. завышенной и считает возможным определить денежную компенсацию морального вреда в пятьсот рублей.

В порядке ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании представленных Кузнецовым И.А. чеков, квитанции об уплате государственной пошлины, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им почтовые расходы в размере 71,75 руб., а также уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 200 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузнецова <данные изъяты> к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о взыскании пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в пользу Кузнецова <данные изъяты> пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 10800 руб., компенсации морального вреда в размере 500 руб., судебные расходы в размере 271,75 руб., а всего 11571,75 руб..

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Решение в окончательной форме составлено 08.04.2011 года.

Судья:/Якимова Л. В./

Решение не вступило в законную силу.