об оспаривании решения ДМС



Дело № 2-1216/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

14 августа 2012 года г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Наконечного С.И.,

при секретаре Якушевой Н.В.,

с участием: представителя заявителя Сукачевой Е.А., представителя заинтересованного лица Яблонской Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заболотного ФИО6 об оспаривании отказа Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в согласовании схемы местоположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Заболотный А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании схемы местоположения земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 1 481 кв.м., возложении обязанности согласовать схему местоположения земельного участка, в обоснование, указав, что собственники помещения многоквартирного <адрес> в <адрес>, с соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст.36 Жилищного кодекса РФ, приняли решение о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Он избран лицом, уполномоченным представлять интересы собственников по вопросам оформления прав на земельный участок. На основании его заявления была сформирована схема местоположения границ формируемого земельного участка на кадастровой карте (плане), которая была направлена для согласования в Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска. Решением заместителя директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы местоположения границ земельного участка отказано, по причине необходимости установить границы земельного участка в соответствии с проектом планировки межевания территории, утвержденного распоряжением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствием акта согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями, а также наличие пересечения границ формируемого земельного участка с границами земельных участков, ранее учтенных в городской учетной системе. Считает данное решение незаконным, противоречащим действующему законодательству и нарушающим право собственников помещений в многоквартирном доме на формирование земельного участка с целью дальнейшего возникновения права собственности.

Заявитель Заболотный А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, которое суд находит возможным удовлетворить.

В судебном заседании представитель заявителя Сукачева Е.А. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что отказ Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска в согласовании схемы местоположения границ земельного участка не основан на нормах права. Обстоятельства, в соответствии с которыми необходимо согласовать схему местоположения границ земельного участка, указаны в заявлении, и разъяснялись департаменту. При обращении в департамент заявитель руководствовался ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Департаменту необходимо учесть фактическое землепользование и расположение многоквартирного дома, согласно мнения жильцом. Спорный земельный участок соответствует смежному земельному участку, стоит на кадастровом учете. Тот земельный участок сформирован не в соответствии с законодательством, строить на земельном участке нельзя, поскольку доступы не позволяют. Согласование местоположения границ земельного участка является этапом строительных работ, в который формирование земельного участка не входит. Требование согласовать границы земельного участка от собственников является неправомерным, так как обязанность по формированию земельного участка возложена на органы местного самоуправления. Акта согласования местоположения границ земельного участка нет, так как вокруг данного участка отсутствует какой-либо объект. В департамент жильцы обратились как к собственнику. Необоснованное решение заинтересованного лица нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме на формирование земельного участка с целью дальнейшего возникновения права собственности.

Представитель заинтересованного лица Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска Яблонская Л.А. с заявлением не согласилась по изложенным в отзыве не заявление основаниям, пояснив, что в департамент была представлена схема местоположения границ земельного участка. Согласование данная схема не прошла, поскольку при проверке ее на соответствие законодательству были даны замечания: отсутствует акт согласования с правообладателями смежных земельных участков, оформленный в установленном законом порядке; граница земельного участка налагается на границы земельных участков, ранее учтенных в муниципальной учетной системе; границы земельного участка не установлены в соответствии с проектом межевания территории, утвержденного распоряжением Мэра города. Данные замечания заявителем не устранены, поэтому, схема согласована быть не может.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме заочного голосования, принято решение сформировать и оформить земельный участок, на котором расположен МКД, в общую долевую собственность всех собственников помещений дома на основании ст.36 ЖК РФ и ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Заболотный А.И., проживающий в <адрес> данного дома (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), уполномочен на представление интересов собственников помещений МКД с государственных органах, органах местного самоуправления и других организациях, по вопросам оформления права общей долевой собственности на земельный участок.

В Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска ООО «<данные изъяты>» по заданию заявителя была предоставлена схема местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1 481 кв.м.. Согласование данная схема не прошла, поскольку при проверке ее на соответствие градостроительным нормам, правилам и земельному законодательству, проводимой в том числе Департаментом архитектуры, строительства и землепользования Администрации г.Хабаровска, даны следующие замечания: отсутствует акт согласования с правообладателями смежных земельных участков, оформленный в установленном законом порядке; граница земельного участка, обозначенного на схеме, налагается на границы земельных участков, ранее учтенных в муниципальной учетной системе; границы земельного участка не установлены в соответствии с проектом межевания территории, утв. распоряжением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, рассмотрев представленную схему расположения границ земельного участка по <адрес> в <адрес>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора департамента, сообщил о выше названных несоответствиях представленной в его адрес схемы.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом общего собрания собственников МКД, техническими паспортами и правоустанавливающими документами на жилые помещения в МКД, письмом ДМС.

Согласно ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу ст.36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п.1). В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Распоряжением Мэра г.Хабаровска № 3094-р от 19.12.2005 года полномочия по изданию распоряжений об утверждении схем расположения земельных участков, в целях постановки земельных участков на кадастровый учет для дальнейшего оформления земельных участков в аренду, на которых расположены объекты недвижимости, временные движимые вещи, а также в целях постановки земельных участков на кадастровый учет для дальнейшей регистрации права муниципальной собственности за городским округом "Город Хабаровск", - делегированы Департаменту муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска. Полномочия по утверждению схем расположения земельных участков делегированы Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска.

В силу положений ст.40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями) результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1). Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч.2).

Частями 1, 3 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками (ч.3).

Частью 10 ст.38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями) установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Из анализа выше приведенных норм права следует, что Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска не имеет полномочий самостоятельно устанавливать границы земельных участков, он вносит сведения в городскую учетную систему земельных участков на основании документов, предоставляемых землеустроительными организациями и правообладателями земельных участков.

Как установлено в судебном заседании, при предоставлении схемы местоположения границ земельного участка не был представлен акт согласования с правообладателями смежных земельных участков. При этом одним из собственников смежных земельных участков является городской округ «Город Хабаровск» (л.д.36-39).

Согласно сведений городской учетной системы земельных участков, ведение которой осуществляет Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, в соответствии с Положением о данном учреждении, утв. решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка обозначенного на схеме границ земельного участка, предоставленной к согласованию, налагаются на границы земельного участка находящегося в собственности городского округа (кадастровый ).

Фактически имеется спор о праве на земельный участок.

На основании изложенного, учитывая, что у Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска имелись основания для внесения замечаний при согласовании схемы местоположения границ земельного участка, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд находит заявление Заболотного А.И. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Заболотного ФИО6 об оспаривании отказа Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в согласовании схемы местоположения земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21.08.2012 года.

Судья:            /подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: судья                            Наконечный С.И.

Подлинник решения подшит в деле № 2-1216/2012, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.

Секретарь:                                    ___________