№ 2-1334/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска
в составе председательствующего судьи Мартынова Д.Е.,
с участием истца Маликова ФИО7, при секретаре Ковальчук О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маликова ФИО8 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ о восстановлении в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата в 2012 году
УСТАНОВИЛ:
Маликов М.Х. обратился в суд с требованиями к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ о восстановлении в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата - далее ГЖС в 2012 году. В обосновании своего требования истец указал, что 18 ноября 1993 года был уволен с военной службы с зачислением в запас, с семьей остался проживать в квартире, предоставленной по договору найма Лазовской КЭЧ Дальневосточного военного округа. С 11 августа 2009 года истец с составом семьи 5 человек был поставлен на очередь на получение ГЖС, для приобретения жилья в Приморском крае, после чего истец ежегодно подавал документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье. В феврале 2012 года истцом направлены документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье с указанием того, что состав его семьи изменился и составляет 3 человека. В мае 2012 года истец получил из ФГУ «Востокрегионжилье» уведомление, которым его поставили в известность о том, что он утратил право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье», так как право на участие в подпрограмме имеют граждане, проживающие в закрытых военных городках, однако распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 года № 1779-р военный городок № 3, место дислокации с. Лазо-1 г. Дальнереченск, Приморского края исключен из перечня закрытых военных городков. Истец считал, что исключение из списков получателей ГЖС ответчик произвел незаконно, поскольку его право на получение ГЖС возникло в 2009 году и исключение военного городка из перечня закрытых в 2011 году не исключает его право на получение ГЖС, так как акты гражданского законодательства обратной силы не имеют.
Определением суда от 20.07.2012г. к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Маликова Л.К., Пазникова В.П.
В судебном заседании истец Маликов М.Х. требования поддержал по основаниям, в нем изложенным, суду дополнительно пояснил, что жилое помещение, в котором проживает истец с семьей, является служебным жильем и расположено в военном городке, который являлся закрытым. Истец с составом семьи 5 человек состоял в списке получателей ГЖС с 2009 года, в настоящее время состав его семьи изменился и составляет 3 человека, о чем он направил уведомление ответчику. Истец и члены его семьи не имеют другого жилого помещения, в органах местного самоуправления в очереди на улучшение жилищных условий не состоят и жилым помещением не обеспечивались.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд установил.
18 ноября 1993 года истец была уволен с военной службы с зачислением в запас. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия войсковой части № приняла решение о включении старшего прапорщика Маликова М.Х. с составом семьи 5 человек в список кандидатов на получение ГЖС.
Ответом ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 26.04.2012 года подтверждается факт того, что истец с составом семьи пять человек зарегистрирован в базе данных граждан, изъявивших желание получить ГЖС, с учетом постановки на учет с августа 2009 года по категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков по избранному месту жительства Приморский край. На дату постановки истца в очередь, Маликов М.Х. с составом семьи проживал по адресу с<адрес>.
Судом установлено, что истец Маликов М.Х. проживал в закрытом военном городке в <адрес>, которое было предоставлено по служебному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец и члены его семьи Маликова Л.К., Пазникова В.П. зарегистрированы по указанному адресу и проживают по настоящее время, что подтверждается справками филиала «Уссурийский» ОАО «Славянка» РЭР №.
Согласно справке Администрации Дальнереченского городского округа Приморского края истец не состоит на учете нуждающихся и жилым помещением не обеспечивалась, при этом жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи, в муниципальную собственность Дальнереченского городского округа не передавалось.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 года № 1779-р закрытый военный городок № 3 с местом дислокации с. Лазо-1 г. Дальнереченск, Приморский край исключен из перечня закрытых военных городков.
Ответом ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 26.04.2012 года истцу было сообщено об утрате права на участие в подпрограмме, поскольку закрытый военный городок, в котором истец проживал, исключен из перечня закрытых.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, 2011 -2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, в первоначальной редакции действующей с апреля 2006 года право на участие в подпрограмме имели категории граждан Российской Федерации, в том числе в силу подпунктов «б» и «г» пункта 5 Правил граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации; граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков. В силу пунктов 6,7 и 8 указанных Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание, при этом в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы, в том числе граждане, указанные в подпункте «б» пункта 5 : справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); граждане, указанные в подпункте "г" пункта 5 : выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). В силу пункта 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с пунктом 31 указанных Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.
Как установлено судом истец и члены его семьи в установленном действующим законодательством порядке был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, при этом данное право возникло у истца в 2009 году, то есть до исключения военного городка из перечня закрытых. В указанный период времени возникла обязанность у организаций, учреждений федеральных органов исполнительной власти по предоставлению истцу и членам его семьи государственного жилищного сертификата, которая не была исполнена до момента исключения военного городка из перечня закрытых.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 55 Конституции перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В силу ст. 6 данного Кодекса акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как установлено судом в отношение истца не была исполнена обязанность государства в лице её государственных органов по предоставлению ему ГЖС с 2009 года и до 2011 года, при этом тот факт, что военный городок, в котором проживал истец исключен из перечня закрытых не может исключать обязанность государства по исполнению ранее принятых на себя обязательств, которые существовали до 2011 года, в ином случае это бы умоляло права истца, уменьшило содержание прав Маликова М.Х. на обеспечение его жилым помещением путем предоставление ГЖС, что идет в противоречие с Конституцией Российской Федерации. В связи с чем, сам факт исключения военного городка, в котором проживает истец и члены его семьи, из перечня закрытых, и при отсутствии иных оснований, которые бы препятствовали в получении ГЖС, не может являться основанием для утраты истцом ранее возникшего права на получение ГЖС, в противном случае это привело бы к необоснованному лишению граждан того, на что они рассчитывали при реализации своего права на получение ГЖС, которое им было гарантировано в силу закона и не принимали при этом иных мер, связанных с обеспечением своих жилищных прав, а так же указывало бы на односторонне снятие с себя обязательств со стороны государственных органов, которые не были ими исполнены в силу закона.
Таким образом, суд считает истец и члены его семьи не утратили право на участие в подпрограмме и получение ГЖС, и подлежат восстановлению в списках граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков, по состоянию на апрель 2012 года, когда истец был исключен. Однако требование истца о выдаче ему ГЖС в 2012 году не могут быть удовлетворены, поскольку в силу пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются период с 1 января по 1 сентября года, предшествующего планируемому году, при этом список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Обстоятельств того, что истец был включен в 2011 году в список граждан на получение ГЖС в 2012 году, судом не установлено. В то же время суд считает возможным в порядке ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты прав истца выйти за рамки исковых требований и признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности на состав семьи три человека.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Маликова ФИО9 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ о восстановлении в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата в 2012 году удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить Маликова ФИО10 в сводном списке граждан - участников подпрограммы получателей государственного жилищного сертификата, подлежащие переселению из закрытых военных городков, по состоянию на апрель 2012 года.
Признать за Маликовым ФИО11 право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности на состав семьи три человека.
В остальной части иска отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу
Копия верна Судья Д.Е. Мартынов.
Подлинник решения подшит в деле № 2-1334/2012,находится в Кировском районном суде г.Хабаровска.
Секретарь О.И. Ковальчук.