Дело № 2-849/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
28 мая 2012 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
с участием: истца Андреева Ю.А., представителя ответчика Маглаевой В.В., при секретаре Ковера Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева ФИО7 к Военному комиссариату Хабаровского края о взыскании расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно,
У С Т А Н О В И Л :
Андреев Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Хабаровского края о признании отказа в возмещении расходов на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ году необоснованным и незаконным, взыскании указанных расходов в размере <данные изъяты> руб.. В обоснование иска Андреев Ю.А. указал, что был уволен с военной службы в звании <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по п.п. <данные изъяты> ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (<данные изъяты>). Общая выслуга составила <данные изъяты>, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ года он приобрел путевку на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты>» сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ. По возвращению с лечения он обратился к ответчику с просьбой возместить расходы на проезд к месту проведения лечения и обратно и получил отказ. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права. Просит взыскать также с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб..
В судебном заседании истец Андреев Ю.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что летал до места санаторно-курортного лечения по маршруту <данные изъяты> и обратно, поскольку так было дешевле. Каких-либо ограничений по месту нахождения санаторно-курортного учреждения для решения вопроса оплаты проезда пенсионеров Минобороны России закон не содержит.
Представитель ответчика Военного комиссариата Хабаровского края Маглаева В.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что военнослужащие, из числа старшего и высшего офицерского состава, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования отпуска и обратно по территории России. При оплате проезда в санатории, расположенные на территории стран СНГ, военный комиссариат руководствуется Соглашением между государствами СНГ, подписанным в г.Минске 14 02.1992 года. Истец имеет звание <данные изъяты> и не имеет права на оплату проезда за счет средств Минобороны России в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории стран СНГ. В Российской Федерации имеются санаторно-курортные учреждения, выезжать на пределы ее территории не было необходимости, перелет по России истцу не оплачивался.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что <данные изъяты> Андреев Ю.А. проходил военную службу в <данные изъяты>, уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по п.п. «<данные изъяты> ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (<данные изъяты>). Общая выслуга составила <данные изъяты>, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении <данные изъяты>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Андреев Ю.А. проходил санаторно-курортное лечение в <данные изъяты>», размер провозной платы к месту лечения и обратно по маршруту <данные изъяты>, согласно представленным проездным документам, составил <данные изъяты> руб..
По окончании лечения, Андреев Ю.А. обратился к ответчику с просьбой о возмещении расходов на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно в ДД.ММ.ГГГГ году, предоставив необходимые документы.
Представленные Андреевым Ю.А. документы военным комиссариатом Хабаровского края возвращены ему без оплаты, со ссылкой на ст.1 Соглашения между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанного в г.Минске 14 02.1992 года, а также п.62 постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 192. Указав, что <данные изъяты> Андреев Ю.А. не имеет права на возмещение расходов на проезд в <данные изъяты>», поскольку право на бесплатный проезд в расположенные на территории СНГ санаторно-курортные учреждения имеют только граждане из числа старшего и высшего офицерского состава.
Согласно Письма Департамента социальных гарантий Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу возмещения расходов на проезд при следовании пенсионеров Минобороны России в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения – направление и поездки на лечение за пределы Российской Федерации лиц, уволенных с военной службы, как и оплата проезда таких поездок, ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусмотрено и не регулируется. В этих случаях необходимо руководствоваться «Соглашением между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» (г.Минск 14 02.1992 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются: письмами Военного комиссариата Хабаровского края, служебным удостоверением на имя истца, санаторно-курортной путевкой и отрывным талоном к ней, проездными документами и пояснениями сторон.
В силу п.5 ст.20 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (с изменениями и дополнениями) возмещение расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом лиц, указанных в п.5 ст.20 ФЗ «О статусе военнослужащих», возложено на Министерство обороны Российской Федерации.
Указанные расходы в силу п.54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВС РФ, утв. Приказом Минобороны РФ от 6 июня 2001 г. N 200, возмещаются военными комиссариатами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих.
Между тем, подпунктом 1.1 п.1 ст.20 ФЗ «О статусе военнослужащих» право бесплатного проезда ограничено территорией Российской Федерации. Город Симферополь находится за пределами территории Российской Федерации на территории Украины.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Андреева Ю.А. расходы на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения по территории Российской Федерации по направлению <данные изъяты> и обратно в размере <данные изъяты> руб., согласно справки № ЗАО «<данные изъяты>».
Доводы представителя ответчика о применении к данным правоотношениям Соглашения между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (г.Минск 14 02.1992 года) суд находит необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с п.1 нормы указанного соглашения распространяются на военнослужащих, находящихся на момент его подписания на военной службе в Объединенных ВС СНГ и ВС государств – участников СНГ, а также лиц, уволенных с военной службы и проживающих на территории государств – участников СНГ.
Государства СНГ своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего соглашения, в т.ч. правом пользоваться медицинскими и другими видами социального обеспечения.
Во исполнение указанного положения Российской Федерацией после подписания названного соглашения был принят Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 6, ст. 188), а в последующем ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который, как указано в его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Кроме того, п.62 постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы, и их семей" признан утратившим силу пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 806 "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
Поскольку у Военного комиссариата Хабаровского края не имелось оснований для компенсации Андрееву Ю.А. расходов на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения в полном объеме, а истец на этом настаивал, суд не находит оснований для признания отказа ответчика в возмещении расходов незаконным.
Кроме того, в соответствии со ст.ст.94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в размере пропорциональном размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Военного комиссариата Хабаровского края в пользу Андреева ФИО7 <данные изъяты> рубля, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Хабаровска.
Решение в окончательной форме принято 01.06.2012 года.
Судья: / подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: Судья С.И. Наконечный
Подлинник решения подшит в дело№2-849/2012, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь _______________