Дело № 12-421/10
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 декабря 2010г.г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска Костевская И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о.главного врача МУЗ «Амбулатория <адрес>» Ивлевой О.Ю. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от 01.11.2010г.
установил:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от 01.11.2010г. МУЗ «Амбулатория <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора труда, и.о.главного врача МУЗ «Амбулатория <адрес>» Ивлева О.Ю. принесла на него жалобу, в которой указала, что вывод государственного инспектора о наличии вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснован, поскольку у учреждения не имелось правовой и финансовой возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых последовала административная ответственность. Просит постановление государственного инспектора труда отменить, производство по делу прекратить.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы или протеста, и проверяет дело в полном объёме.
В судебное заседание 27.12.2010 г. и.о.главного врача МУЗ «Амбулатория <адрес>» Ивлева О.Ю. не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, предоставила суду письменные пояснения по существу инкриминируемого правонарушения, приобщенные к материалам дела, согласно которым задержка выплаты заработной платы указанным в постановлении лицам была связана с наличием на 1.01.2010 г. в учреждении задолженности по выплате заработной платы в размере 369,5 тыс. руб. из-за невыполнения объема пролеченных больных в связи с болезнью врача стоматолога. Кроме того, в январе-феврале 2010 г. за счет средств муниципального бюджета в нарушение нового порядка финансирования была произведена выплата заработной платы сотрудникам МУЗ «Амбулатория <адрес>» на сумму 1 320 617,41 руб., что явилось нецелевым расходом бюджетных средств, которые учреждением возвращались в бюджет муниципального района в течение 2010 г. (перечень платежных поручений по возврату денежных средств прилагается). Данная проблема возникла с переходом на финансирование фонда заработной платы за счет средств Краевого фонда ОМС на основании Постановления Правительства Хабаровского края № 388-пр от 25.12.2009 г. «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2010 г.». В связи с переходом с 1.01.2010 г. на финансирование Краевым фондом ОМС, расходы, связанные с указанным переходом были профинансированы только на 10% от требующейся суммы, в результате чего сложился дефицитный фонт оплаты труда, что подтверждается прилагаемыми документами.
В судебном заседании 24.12.2010 г. и.о.главного врача МУЗ «Амбулатория <адрес>» Ивлевой О.Ю. обратилась к суду с ходатайством о прекращении производство по делу об административном правонарушении в связи с тем, что последствия правонарушения устранены, заработная плата выплачена несовершеннолетним лицам 24.12.2010 г. в полном объеме, ее невыплата была связана с вышеуказанными объективными причинами, наложенное обжалуемым постановлением взыскание в виде штрафа в размере 30000 руб. является значительным для амбулатории, его выплата может повлечь проблемы с выплатой сотрудникам амбулатории заработной платы, поскольку учреждение полностью находится на самообеспечении, зарабатывает денежные средства на выплату заработной платы приемом больных граждан, несмотря на трудности с финансированием осуществляет прием больных, в том числе и в отдаленных районах края.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Хабаровском крае не явился, о месте и времени слушания дела был извещен, от него поступило заявление, в котором он просит рассмотреть жалобу МУЗ «Амбулатория <адрес>» без его участия, с жалобой не согласен, просит оставить обжалуемое постановление без изменения. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующие обстоятельства:
08.10.2010г. прокурором <адрес> по результатам проведённой проверки соблюдения прав несовершеннолетних в отношении юридического лица - Муниципального учреждения здравоохранения «Амбулатория <адрес>» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства о труде, выразившееся в том, что МУЗ «Амбулатория <адрес>» не произвела выплату заработной платы 20 несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, с которыми в период с июня по август 2010г. были заключены срочные трудовые договоры сроком на месяц.
01.11.2010г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым МУЗ «Амбулатория <адрес>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Из представленных и изученных в судебном заседании документов следует, что 26.02.2010г. Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения <адрес>» и МУЗ «Амбулатория <адрес>» заключили договор № о совместной деятельности по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временную работу. Срок действия указанного договора с 26.02.2010г. по 31.12.2010г.
Из текста договора следует, что МУЗ перед Центром взяло на себя обязательства в течение срока действия договора создать 20 рабочих мест, принять на работу направленных Центром несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, заключить с ними срочные трудовые договоры, в соответствии п.10 ст.59 Трудового кодекса Российской Федерации, и производить выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, согласно существующим нормам, предусмотренным для каждой категории несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Во исполнение взятых на себя обязательств, МУЗ в период с июня по август 2010г. с 20 несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет были заключены трудовые договоры сроком на 1 месяц: в июне – 6 трудовых договоров, в июле – 8 трудовых договоров, в августе – 6 трудовых договоров. Однако п.2.2.6 договора МУЗ исполнен не был, принятым на временную работу несовершеннолетним выплата заработной платы за отработанный период не была произведена.
В объяснении от 06.10.2010г. Ивлева О.Ю. указала, что заработная плата несовершеннолетним учреждением не начислялась и не выплачивалась по причине отсутствия финансовых средств.
В ответе за исх.№ 80 от 30.09.2010г., адресованном в прокуратуру <адрес>, Ивлева О.Ю. сообщила, что оплата временной занятости несовершеннолетних производилась путём зачисления денежных средств непосредственно на счёт получателя, за счёт средств учреждения доплата не производилась, поэтому платёжные ведомости отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела указанная Ивлевой О.Ю. причина несвоевременной выплаты указанным лицам заработной платы нашла свое подтверждение в предоставленных документах.
Пунктом 1.1 договора № определено, что КГУ «Центр занятости населения» проводит финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в соответствии с Положением о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июля 2005г. № 485. Настоящее Положение устанавливает порядок финансового обеспечения обязательств Российской Федерации по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости. Государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (далее - центры занятости) являются получателями средств федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных обязательств Российской Федерации.
Одним из видов расходов является оказание материальной поддержки несовершеннолетним гражданам на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (подп.б п.4.1 Положения).
Согласно п.5 Положения оплата обязательств Российской Федерации по содействию занятости населения осуществляется в соответствии с договорами (контрактами), заключаемыми территориальными органами или центрами занятости с юридическими или физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 24 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы. В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
Как следует из представленных суду материалов, МУЗ «Амбулатория <адрес>», приняв на работу несовершеннолетних, заключив с ними трудовые договоры и предоставив им работу, стало выступать в качестве работодателя с соответствующими права и обязанностями, возникающими при нахождении в новом качестве. Выступая в качестве работодателя, МУЗ, в соответствии с положениями указанных нормативных актов, должно было произвести оплату труда принятых на работу лиц. Оказание КГУ «Центр занятости населения» материальной поддержки, согласно Закона «О занятости населения в Российской Федерации» является правом учреждения, а не его обязанностью. В связи с чем, материальная поддержка несовершеннолетних, направленных на трудоустройство за время действия договора в размере 30 000 рублей, по 1 500 рублей на человека в месяц, которую, согласно договора №, учреждение обязалось им оказать, не является заработной платой и не может рассматриваться в качестве таковой, исходя из положений ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 79 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.
В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Из указанной нормы следует, что между выплатой аванса в счёт заработной платы и выплатой заработной платы временной период не должен превышать 15 дней.
Судом установлено, что МУЗ «Амбулатория <адрес>» заключало трудовые договоры с несовершеннолетними лицами сроком действия на 1 месяц.
Следовательно, в соответствии с указанными нормами, заработная плата несовершеннолетним лицам, с которыми трудовые договоры были заключены в июне, июле, августе 2010 г., выплата заработной платы должна была быть произведена после прекращения действия трудового договора, то есть соответственно в 1 июля, 1августа, 1сентября 2010г.
Согласно ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положениями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при производстве по делу об административных правонарушениях необходимо выяснить следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Под событием правонарушения подразумевается, имели ли место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в том, что виновный нарушает законодательство о труде, действующее на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, действия МУЗ «Амбулатория <адрес>» правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Данное правонарушение является оконченным по истечении установленного трудовым законодательством срока выплаты заработной платы.
Поскольку постановление государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 № о назначении МУЗ «Амбулатория <адрес>» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено 1.11.2010 г., на момент его вынесения истек срок давности привлечения указанного юридического лица к ответственности за нарушение трудового законодательства по событиям невыплаты несовершеннолетним гражданам заработной платы, с которыми трудовые договоры были заключены в июне и июле 2010 г. Указанный двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по указанным событиям истек соответственно 1 сентября и 1октября 2010 г. Данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу и отмены постановления о привлечении МУЗ «Амбулатория <адрес>» к административной ответственности в указанной части.
Согласно предоставленным суду платежным поручениям №№№ 24 декабря 2010 г. МУЗ «Амбулатория <адрес>» произвело выплату заработной платы 20 несовершеннолетним гражданам, с которыми были заключены трудовые договоры в июне-августе 2010 г.
Поэтому, в части привлечения к административной ответственности по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства в связи с невыплатой несовершеннолетним заработной платы, с которыми трудовые договоры были заключены в августе 2010 г. МУЗ «Амбулатория <адрес>», суд считает возможным, учитывая вышеизложенные причины, в связи с которыми было связано нарушение срока выплаты заработной платы, подтвержденными предоставленными суду документами, приобщенными к материалам дела, а также устранением последствий правонарушения 24.12.2010 г. в отношении всех несовершеннолетних граждан, заключивших трудовые договоры в июне-августе 2010 г., выплатой им в полном объеме задолженности по заработной плате, что подтверждается платежными поручениями, приобщенными к материалам дела, суд считает возможным производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст.30.5-30.8, 2.9, 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу и.о.главного врача МУЗ «Амбулатория <адрес>» Ивлевой ФИО4 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО2 № от 01.11.2010г. о назначении МУЗ «Амбулатория <адрес>» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обстоятельств нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних граждан, с которыми были заключены трудовые договоры в июне, июле 2010 г., отменить и производство прекратить в связи с истечением срока данности привлечения к административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.4.5 КоАП РФ, в части обстоятельств нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних граждан, с которыми были заключены трудовые договора в августе 2010 г., отменить и производство прекратить по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г.Хабаровска.
Судья /подпись/
Копия верна: Судья Кировского районного судаИ.Д.Костевская