Дело № 12-254/11
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 июня 2011 года г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска Костевская И.Д.,
с участием специалиста – эксперта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Собейниковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ТПК Регион-Восток» Милько ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка № 19 Кировского района г.Хабаровска от 19.05.2011г. о привлечении ООО «ТПК Регион-Восток» к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Директор ООО «ТПК Регион-Восток» Милько В.В. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 19.05.2011г. отменить в виду отсутствия оснований для привлечения ООО «ТПК Регион-Восток» к административной ответственности по ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО «ТПК Регион-Восток», являясь оператором по обработке персональных данных, согласно ч.2 ст.22 Закона о персональных данных, имеет право осуществлять свою деятельность без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, так как использовало их для исполнения договорных отношений в связи с заключёнными с субъектами персональных данных договорами и не передавало их третьим лицам. Физические лица на работу не принимались.
В судебное заседание директор ООО «ТПК Регион-Восток» Милько В.В. не явился, о месте и времени слушания дела был извещен, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия Милько В.В.
В судебном заседании специалист – эксперт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Собейникова Г.А. с жалобой не согласилась, поскольку считает законным и обоснованным постановление мирового судьи. Дополнила, что ООО «ТПК Регион-Восток» было совершено административное правонарушения, выразившееся в непредоставлении в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. Одним из основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является защита персональных данных пользователей связи, для чего формируется реестр операторов связи. Непредоставление указанной информации ООО «ТПК Регион-Восток» явилось причиной, по которой указанный реестр не был своевременно сформирован. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения специалиста – эксперта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Собейниковой Г.А., суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы или протеста, и проверяет дело в полном объёме.
Статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 28.04.2011г. специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО3 в отношении ООО «ТПК Регион-Восток» в присутствии представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредставлении в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а именно, Общество в установленный срок – до 23.03.2011г. – не предоставило в Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области уведомление об обработке персональных данных (л.д.4-8).
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
В части 1 статьи 23 настоящего закона установлено, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009г. № 228, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
К числу полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, относятся: государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных и ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства в области персональных данных, а также ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, на территории Хабаровского края.
В пункте 2 статьи 3 Закона о персональных данных указано, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
В силу указанной правовой нормы, ООО «ТПК Регион-Восток» является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 23 Закона о персональных данных уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.
Согласно части 4 статьи 20 Закона о персональных данных оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.
В связи с предоставленным правом начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 18.02.2011г. направила директору ООО «ТПК Регион-Восток» Милько В.В. письмо-требование о соблюдении законодательства в области персональных данных, в частности, о предоставлении уведомления об обработке персональных данных в семидневный срок со дня получения запроса (л.д.10).
Письмо-требование получено Обществом 16.03.2011г., что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.11). Однако до 23.03.2011г. ООО «ТПК Регион-Восток» не предоставило в Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области запрашиваемую информацию, нарушив требования статьи 22 Закона о персональных данных, за что, согласно статьи 24 данного закона, предусмотрена административная ответственность.
Представитель юридического лица Милько В.В. в объяснении указал, что в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации отсутствует, поскольку ООО «ТПК Регион-Восток», являясь оператором по обработке персональных данных, согласно части 2 статьи 22 Закона о персональных данных, имеет право осуществлять свою деятельность без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, так как использовало персональные данные для исполнения договорных отношений в связи с заключёнными с субъектами персональных данных договорами и не передавало их третьим лицам. Персональные данные не обрабатывались также ещё и потому, что физические лица на работу не принимались. Кроме того, базы данных на предприятии не имеется.
19.05.2011г. мировым судьёй судебного участка № 19 Кировского района г.Хабаровска дело об административном правонарушении в отношении ООО «ТПК Регион-Восток» рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Мировой судья, принимая решение о возможности рассмотреть дело в отсутствие ООО «ТПК Регион-Восток», со ссылкой на часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указала, что представитель Общества был уведомлён надлежащим образом – судебной повесткой.
В материалах дела имеется почтовое уведомление (л.д.38), из которого следует, что судебная повестка о месте, дате и времени проведения судебного заседания по делу об административном правонарушении была получена ООО «ТПК Регион-Восток» 21.05.2011г., то есть на момент рассмотрения дела – 19.05.2011г. – мировой судья не располагала сведениями о надлежащем извещении Общества о месте и времени рассмотрения дела. Извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела уже после того, как такое рассмотрение состоялось, не может быть признано его надлежащим извещением.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом мирового судьи о возможности рассмотрения дела в отсутствие ООО «ТПК Регион-Восток»..
Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу сведений, которые в обязательном порядке указываются в постановлении по делу об административном правонарушении, относится указание статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
В нарушение данной правовой нормы, мировой судья судебного участка № 19 Кировского района г.Хабаровска, признав ООО «ТПК Регион-Восток» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Общества квалифицировало по всем составам правонарушения, установленных данной статьёй, несмотря на то, что протокол об административном правонарушении составлен за совершение Обществом одного правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок в Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области информации об обработке персональных данных, представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что при вынесении постановления о привлечении ООО «ТПК Регион-Восток» к административной ответственности, были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, постановление по делу подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца, а по делу, рассматриваемому судьёй, 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершено 23.03.2011г. В связи с этим, с учётом указанной правовой нормы, срок давности привлечения ООО «ТПК Регион-Восток» к административной ответственности истёк 23.06.2011г.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5, статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, вопрос об административной ответственности лица, о квалификации его действий, равно как и об основаниях прекращения дела об административном правонарушении, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу директора ООО «ТПК Регион-Восток» Милько ФИО7 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 19 Кировского района г.Хабаровска от 19.05.2011г. о привлечении ООО «ТПК Регион-Восток» к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу в отношении ООО «ТПК Регион-Восток» прекратить в связи с истечением срока данности привлечения к административной ответственности.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу с момента его вынесения. На решение может быть подана надзорная жалоба или принесен протест в Хабаровский краевой суд.
Судья И.Д.Костевская
Решение вступило в законную силу 29.06.2011 г.