№2-5799/2010, Резяпова М..Х к Админ.ГО г. Уфа о призн.права собственности, решение в законную силу не вступило.



Дело №2-5799/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 ноября 2010 г. г.Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Зариповой А.Т.,

при участии представителя истца Зайдуллиной А.У., представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфа Байбулатова И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резяповой М.Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истец Резяпова М.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа РБ о признании за ней права собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 918 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование иска истица указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В августе 2010г. она обратилась в Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации.

08.09.2010г. письмом МУ «Земельное агентство» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий.

По мнению истца, данный ответ не соответствует закону и нарушает ее право на приватизацию земельного участка. В связи с чем истица просит суд ее требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Резяповой М.Х. – Зайдуллина А.У. действующая по доверенности от 23.09.2010г., исковые требования поддержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфа РБ Байбулатов И.Р., действующий по доверенности от 10.08.2010г., исковые требования не признал, суду пояснил, что земельное законодательство не предусматривает возможность бесплатного приобретения права собственности на земельный участок, который находится в аренде. В связи с чем просил суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что истец Резяпова М.Х. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер.№ от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для государственной регистрации является договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ.

В августе 2010г. истица обратилась в Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность в порядке приватизации.

Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 08.09.2010г. Резяповой М.Х. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность по указанным основаниям суд находит не обоснованным в связи со следующим:

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Исходя из части 1 статьи 41 Кодекса, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Как следует из пункта 2 статьи 42 Кодекса проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством. Также, не представлены доказательства того, что спорный земельный участок, согласно документам территориального планирования находится в границах красных линий.

Вместе с тем требования истицы о признании за ней права собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации не могут быть удовлетворены в связи со следующим:

Судом установлено, что истица Резяпова М.Х. приобрела домовладение по адресу <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. у С.Г.С.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и прежним собственником домовладения С.Г.С. был заключен Договор аренды земельного участка №№ общей площадью 918 кв.м. Срок аренды установлен с 18.05.2007г. до 18.05.2012г.

Согласно кадастрового плана земельного участка от 09.06.2007г. данный земельный участок площадью 918 кв.м. является государственной собственностью и предназначен для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Таким образом, установлено, что истец пользуется земельным участком площадью 918 кв.м. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ., указанный договор аренды заключен на пять лет, никем не оспорен и действует. Данный факт был подтвержден в ходе судебного разбирательства представителем истца.

Как следует из предъявленных истцом требований, заключенный договор аренды истцом не оспаривается. Это является юридически значимым обстоятельством для данного спора, поскольку при наличии договора аренды передать земельный участок в собственность возможно только путем выкупа.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не могут находится в частной собственности.

Согласно ч. 1,2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 г. № 123- ФЗ).

Таким образом, новым Земельным Кодексом провозглашена платность землепользования, предоставление земельных участков в собственность должно производится за плату, бесплатное предоставление возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

Следовательно, у истца не возникло право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между С.Г.С. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан никем не оспорен и действует. При таких обстоятельствах требования истца к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Резяповой М.Х. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Кировский районный суд г.Уфы с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Фархутдинова Г.Р.

Решение в законную силу не вступило.

Судья Фархутдинова Г.Р.