признание права собственности



Дело №2-412/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 сентября 2009 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Валиуллине Э.Ш.,

при участии представителя истца Федорова В.М.- Кондрашовой С.В., представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфа Байбулатова И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова В.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Федоров В.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...

В обосновании своих требований истец указал, что в марте 2009г. он обратился с письменным заявлением в Администрацию городского округа г.Уфа о предоставлении ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу .... Указанный земельный участок принадлежит ему на праве аренды, на основании договора от 23.08.2002г. На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом общей площадью 26,7 кв.м., принадлежащий истцу на праве собственности.

Решением КУМС Администрации городского округа г.Уфа от 26.03.2009г. ему было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании решения Совета городского округа РБ №33/9 от 28.02.2008г. в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. По мнению истца данный отказ является незаконным и ущемляющим его права, предусмотренные действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца Федорова В.М.- Кондрашова С.В., действующая по доверенности от 08.07.2009г., требования подержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфа Байбулатов И.Р., действующий по доверенности от 16.09.2008г., исковые требования не признал, суду пояснил, что спорный земельный участок входит состав земель зарезервированных для муниципальных нужд и в силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В связи с чем представитель ответчика просил суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика КУМС Администрации городского округа г.Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушании дела извещен, причины неявки суду не известны. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению:

Установлено, что истец Федоров В.М. является собственником домовладения, расположенного по адресу ... что подтверждается свидетельством о регистрации сер.02-ОК №023504 от 01.04.2002г.

Основанием для регистрации права явилось решение Кировского районного суда г.Уфы от 06.11.2001г. по иску Федорова В.М. к Администрации г.Уфы о признании права собственности на самовольное строение, вступившее в законную силу 19.11.2001г. Этим же решением установлено, что Федоровым В.М. в 2001г. был установлен факт принятия наследства в виде имущества, расположенного по адресу .... В связи с ветхостью дома, он был перестроен в 1969г. матерью истца - Федоровой А.Я., однако без соответствующих согласований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что мать истца Федорова В.М. - Федорова А.Я. фактически пользовались домовладением по ... еще до 1969г. Земельный участок также находился в ее фактическом пользовании с этого же времени.

Спорный земельный участок земельный участок принадлежит истцу на праве аренды, на основании договора аренды от 23.08.2002г. №2025 – 2002. В ходе судебного разбирательства было установлено, что спора по размерам земельного участка не имеется. Фактическая площадь земельного участка составляет 427 кв.м. данный факт подтверждается договором аренды земельного участка от 23.08.2002г. и кадастровым планом земельного участка от 29.08.2009г.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 1 ЗК РФ принципам земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, сообщением КУМС Администрации городского округа г.Уфа от 26.03.2009г. истцу было отказано в просьбе о приобретении права собственности на земельный участок. Отказ был обоснован решением Совета городского округа РБ №33/9 от 28.02.2008г., в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Доводы ответчиков о том, что спорный земельный входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд, суд находит необоснованными по следующим основаниям:

Согласно ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представитель ответчика не представил суду доказательства о наличии установленных ограничений на спорный земельный участок. Также не представлены доказательства того, что определен застройщик спорного земельного участка, установлены границы застройки земельного участка, в пределах которых застройщик будет производить какое-либо строительство. Также не представлены решение комиссии по застройке города Уфы, постановление главы Администрации ГО г.Уфа об определении застройщика спорной территории. Не представлены данные о государственной регистрации ограничения права на землю при их наличии.

Также не представлены соответствующие градостроительные регламенты (п.3 ст.85 ЗК РФ), градостроительное зонирование (п.2 ст.85 ЗК РФ), генеральный план реконструкции квартала (абз.4 п.4 ст.85 ЗК РФ).

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликованию правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст.28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Суду представителем ответчика не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования Федорова В.М. о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Федорова В.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за Федоровым В.М. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 427 кв.м., кадастровый номер земельного участка Номер обезличен

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Кировский районный суд г.Уфы.

Судья Фархутдиновой Г.Р.

Решение вступило в законную силу 29 января 2010 года.

Судья Фархутдиновой Г.Р.