о признании недействительным результатов замлеустройства



Дело №2-247/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2010 года

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Зариповой А.Т.,

при участии представителя истца Попова А.А., представителя истцов Поповой Л.Т., Искужиной Л.А. – Попова А.А., представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфа Султанова О.Р., представителя ответчика МУ «Земельное агентство» Султанова О.Р., представителя ответчика Управления Росреестра по РБ Якуповой Г.И., представителя третьего лица ООО «Селена» Алексанян А.К., представителя третьего лица ТСЖ «Цюрупы-36А» Попова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.А., Поповой Л.Т., Искужиной Л.А. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, МУ «Земельное агентство» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании недействительным результатов землеустройства по землеустроительному (межевому) делу,

у с т а н о в и л:

Поповы А.А., Л.Т., Искужина Л.А. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, МУ «Земельное агентство» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (МУ «Земельное агентство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (Управлению Росреестра по РБ) о признании недействительным результатов землеустройства по землеустроительному (межевому) делу.

В обоснование иска истцы указали, на то, что 29.12.2006г. главой Администрации городского округа г.Уфа по заявлению ООО «Селена» вынесено Постановление №6999, на основании которого был утвержден проект перераспределения границ земельных участков, в том числе с кадастровым номером Номер обезличен, вновь образовались два земельных участка с кадастровыми номерами Номер обезличен Впоследствии земельный участок Номер обезличен образованный в порядке перераспределения общей площадью 44554 кв.м. передан ООО «Селена» в аренду для строительства и проектирования жилых домов, офисов и гостиниц. Заключением договора аренды между Администрацией городского округа г.Уфа и ООО «Селена» нарушено исключительное право истцов на приватизацию земельного участка.

Постановление №6999 содержит противоречащие утверждения. Пунктом 1 утверждается проект границ новых земельных участков, пунктом 5 данный земельный участок передается в аренду ООО «Селена», а в п.4 указано: Изъять земельные участки у землепользователей после выкупа жилых помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков. Перераспределение границ земельного участка должно было происходить после изъятия земельных участков и жилых помещений. При условии предварительной компенсации их рыночной стоимости.

Изъятие земельного участка и помещений для муниципальных нужд отсутствует, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП. Строительство ведется коммерческой организацией ООО «Селена». Таким образом, были нарушены процедуры установленные законодательством, в отношении изъятия земельных участков. Кроме того, были нарушены предусмотренные законом права собственников помещений на публичные слушания и их законные интересы по использованию земли.

Оспариваемым землеустройством нарушены права собственников на жилище, благоприятные и безопасные условия проживания.

На основании изложенного истцы просят суд:

- признать недействительными результаты землеустройства, утвержденные территориальным отделом №15 Управления Роснедвижимости по РБ землеустроительным делом №1225/1285 от 13.04.2007г. в части перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен и образования земельных участков с кадастровыми номерами Номер обезличен; - восстановить положение, существовавшее до нарушения права, в связи с чем обязать Администрацию городского округа г.Уфа вновь сформировать земельный участок по адресу ...) и поставить его на кадастровый учет;

- признать право пользования земельным участком в исторически сложившихся границах, площадью 3221 кв.м. по адресу ...), занятым многоквартирными жилыми домами и необходимым для их использования.

Определениями суда от 03.12.2009г., 16.12.2009г. для участия в деле в качестве третьих лиц были привлечены ООО «Селена», ТСЖ «Цюрупы-36А».

В судебное заседании истец Попов А.А., представитель истцов Поповой Л.Т., Искужиной Л.А. – Попов А.А., действующий по доверенностям от Дата обезличена требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации ГО г. Уфа РБ, МУ «Земельное агентство» Султанов О.Р., действующий по доверенностям от Дата обезличена., Дата обезличена требования истцов не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика Управления Росреестра по РБ Якупова Г.И., действующий по доверенности от Дата обезличена., исковые требования также не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ООО «Селена» Алексанян А.К., действующий по доверенности от Дата обезличена., высказал возражения против требований истцов, указывая на то, что данные требования аналогичны требованиям, заявленным в Арбитражный суд РБ ТСЖ «Цюрупы-36А», лишь с той разницей, что оспаривалось Постановление главы Администрации городского округа г.Уфа №6999 от 29.12.2006г., а не результаты землеустройства по землеустроительному делу. Формально изменив состав лиц, участвующих в деле, несколько видоизменив (по форме, но не по содержанию) исковые требования, истцы злоупотребляют правом, пытаясь добиться от суда общей юрисдикции решения, прямо противоположного решению Арбитражного Суда РБ. На основании изложенного представитель ООО «Селена» просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ТСЖ «Цюрупы-36А» Попов А.А., являющийся председателем товарищества, требования истцов поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Установлено, что Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.12.2006 года № 6999 утвержден проект границ перераспределения земельных участков, указанных в пункте 1 данного постановления. В результате такого перераспределения образованы следующие земельные участки:

с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 65201 кв.м., свободен от прав третьих лиц, под объекты общего пользования;

с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 44554 кв.м., предоставлен для проектирования и строительства жилых домов со встроено-пристроенными предприятиями обслуживания, объектов обслуживания и подземных автостоянок.

Земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен образован в результате перераспределения земельных участков, указанных в пункте 1 вышеуказанного постановления, в том числе земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент проведения землеустроительных работ, результат которых оспаривается истцами по данному делу, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2002 года № 39, Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 года), Инструкцией по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996 года).

Статьей 16 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определено, что образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

В соответствии с п.п. 7, 8 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа:

составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение;

составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

Проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на территории реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организаций).

Карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании.

Инструкции по межеванию земель межевание земель включает:

подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

полное обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ);

полевое обследование границ размежевываемого земельного участка оценкой состояния межевых знаков;

составление технического проекта (задания) межевания земель;

уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;

согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;

сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

определение площади земельного участка;

составление чертежа границ земельного участка;

контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

формирование межевого дела;

сдачу материалов в архив.

Результаты землеустройства формируются в землеустроительное дело.

В конкретном случае подобным делом является землеустроительное (межевое) дело № 1225/1285 по утверждению проекта границ перераспределения и предоставления земельного участка, для проектирования и строительства жилых домов со встроено-пристроенными предприятиями обслуживания (лит. 3, 5), объектов обслуживания населения (лит. 1, 3, 4, 5, 8, 51, 52, 53) и подземных автостоянок (лит. 6, 7, 31, 61а).

Согласно пояснительной записке землеустроительного дела землеустроительные работы выполнены муниципальным унитарным предприятием «Уфаземкадастр».

Муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан какого-либо участия в проведении землеустроительных работ не принимало, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Доказательств того, что действиями МУ «Земельное агентство» каким либо образом нарушены права истцов, суду в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

Как установлено в ходе судебного разбирательства землеустроительные работы проводились на основании следующих документов:

обращения ООО «Селена» о предоставлении земельного участка от 16.11.2006 года;

задания на выполнение работ, утвержденного заказчиком 16.11.2006 года;

постановления главы Администрации города Уфы от 11.03.2005 года № 852 «О разработке проекта застройки квартала № 531, ограниченного улицами Октябрьской Революции, Цюрупы, Коммунистической и Новомостовой в Кировском районе города»;

градостроительного заключения от 02.08.2006 года № ГЗ-3814/Ю;

сведений государственного земельного кадастра о земельном участке от 14.03.2007 года № 255/07-4217;

проектного плана проекта границ по перераспределению земельных участков;

исходных координат, планово-геодезических и картографических материалов, полученных в архиве Главархитектуры Администрации г. Уфы;

Подготовлен и утвержден технический проект установления границ земельного участка ООО «Селена». Составлен разбивочный чертеж.

МУП «Уфаземкадастр выполнены топографо-геодезические работы, составлен проектный план границ землепользования от 29.11.2006 года, карта (план) границ земельного участка от 29.11.2006 года, утвержденная начальником территориального отдела № 15 Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан 13.04.2007 года.

При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, что подтверждается актом согласования границ земельного участка от 29.11.2006 года.

Судом установлено, что соответствие результатов землеустройства подтверждается актом контроля за проведением межевания, подписанного директором МУП «Уфаземкаастр» и начальником территориального отдела № 15 Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан.

Ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Согласно положению «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 года № 418 ведение государственного земельного кадастра осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости непосредственно и через свои территориальные органы (на момент проведения землеустроительных работ).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшего на момент проведения землеустроительных работ) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы местного самоуправления подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Подобным документом является землеустроительное дело № 1225/1285.

Таким образом, органы местного самоуправления направляют на утверждение необходимые для государственного кадастрового учета документы о межевании земельных участков в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

При проведении государственного кадастрового учета земельных участков Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами осуществляется проверка представленных документов.

В силу ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены требования закона.

Однако, из материалов дела наличие подобного отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков не усматривается. Более того, землеустроительное дело № 1225/1285 утверждено начальником территориального отдела № 15 Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан 13.04.2007 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 года № 273 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» законность проведения территориального землеустройства была проверена и утверждена начальником территориального отдела № 15 Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан.

Таким образом, уполномоченный государственный орган подтвердил процедуру создания земельного участка ООО «Селена» соответствующей закону.

Доводы истцов о принадлежности им земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:154 на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд находит не обоснованными по следующим основаниям:

На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», ст.ст. 4, 20 Устава городского округа город Уфа, управление и распоряжение землями в границах городского округа город Уфа, в том числе земельным участком с кадастровым номером 02:55:010140:154 осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование истцам не предоставлялся.

Права на земельные участки подтверждаются документами, определенными ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации. Подобные документы истцами в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлены.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы являются членами ТСЖ «Цюрупы 36А», которое ранее обращалось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) от 29.12.2006 г. № 6999 в части перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен и передачи земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Селена»; восстановлении положения, существовавшего до нарушения права - обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Башкортостан и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан поставить земельный участок, расположенный по адресу: ... на государственный кадастровый учет, в тех же границах и с теми же характеристиками, что и ранее учтенный (архивный) земельный участок, имевший кадастровый номер Номер обезличен; признании права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен (архивный) за собственниками помещений в жилых многоквартирных домах, расположенных по адресу: ... как возникшего в процессе его формирования и включения в состав общего имущества с даты постановки на государственный кадастровый учет с 23.03.2006 г.

Также установлено, что к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление Роснедвижимости по Республике Башкортостан, ФГУ «Земельная кадастровая палата», третьих лиц: ООО «Селена», Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009г. решение суда оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18.11.2009 года № Ф09-9046/09-С6 судебные акты первой и второй инстанций оставлены в силе.

Из существа заявленных требований ТСЖ «Цюрупы-36А» следует, что товарищество обратилось с Арбитражный суд Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. В рамках названного дела Арбитражный суд пришел к следующему:

Земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен сформирован и поставлен на кадастровый учет 23.03.2006 года, т.е. после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно после 01.03.2005 года.

В соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Таким образом, для приобретения права общей долевой собственности на спорный земельный участок, собственники многоквартирного жилого дома должны обратиться в орган местного самоуправления о формировании земельного участка в порядке, определенном вышеуказанной нормой закона. При этом, необходимо принятие решения органом местного самоуправления о формировании такого земельного участка и постановка его на кадастровый учет. Доказательства подобного заявителем не представлены. Кроме того, заявителем не представлены доказательства прекращения права публичной собственности на спорный земельный участок (решение органа местного самоуправления о передаче земельного участка из публичной собственности в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома). Аналогичной позиции придерживаются арбитры в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.10.2007 года № 10248/07.

Спорный земельный участок, как объект земельных правоотношений, сформирован и поставлен на кадастровый учет после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Сведения о земельном участке в сведения государственного земельного кадастра внесены на основании материалов инвентаризации земельных участков в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях реализации целевой государственной программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра г. Уфы». При этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка проводилась не по инициативе собственников многоквартирных домов, а в результате выполнения республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимого имущества» на 2003-2007год, утвержденной Постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан № 34 от 20.01.2003года.

Доказательств обращения в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, и о приобретении прав на него заявителем не представлено.

Доводы истцов о возникновении права собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен с момента его постановки на кадастровый учет суд находит несостоятельными и по тем основаниям, что согласно представленному плану земельного участка выполненному Удмурдским отделением ФГУП «Уралаэрогеодезия» по состоянию на 10.11.2005год помимо указанных многоквартирных жилых домов имеются иные застройки. В судебном заседании сторонами факт наличия иных построек на данном земельном участке на дату принятия оспариваемого постановления не оспаривается.

Наличие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на иные постройки заявителем также не представлено. Таким образом указанные обстоятельства не подтверждают доводы заявителя, что земельный участок и его границы были сформированы именно для обслуживания жилых домов Номер обезличен

В материалы дела представлены доказательства свидетельствующие, что на дату принятия оспариваемого постановления на указанном земельном участке имелись нежилые помещения являющиеся муниципальной собственности площадью 677,1 кв.м. В соответствии с заключенным с ООО «Селена» договором от 23.12.2005года №4 ООО «Селена» обязался передать в собственность г. Уфы часть помещений во вновь построенном здании, взамен сносимых объектов по адресу ...

ТСЖ «Цюрупы-36А», представляя интересы в указанном деле интересы собственников многоквартирных жилых домов исходил из наличия у них безусловного права на приобретение в собственность земельного участка, как под зданием, так и необходимого для его использования. Однако законом, в частности пунктом 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, не предусмотрена безусловная передача в собственность земельного участка собственникам отдельных помещений в здании.

Доводы истцов и ТСЖ «Цюрупы-36А» о нарушении процедуры проведения порядка перераспределения земельных участков, в связи с отсутствием согласования границ земельных участков с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, судом отклонены, поскольку отсутствуют доказательства передачи истцу земельного участка в пользование.

Учитывая положения статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не подлежат доказыванию и не оспариваются по данному делу.

Пунктом 4 статьи 69 Земельного Кодекса (в редакции действующей на момент проведения землеустройства) определено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Таким образом, утверждения истцов о незаконности проведения землеустройства ввиду отсутствия согласования с ними осуществления землеустроительных работ суд находит несостоятельными.

Доводы истцов о необходимости проведения публичных слушаний при осуществлении землеустроительных работ, результат которых оспаривается, являются необоснованными на основании следующего:

Публичные слушания проводятся в случаях, определенных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, положением «О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.04.2006 года № 10/18, а именно в случае принятия следующих документов:

- проекты генеральных планов населенных пунктов муниципального района Бирский район РБ, внесение изменений в утвержденные генеральные планы;

- правила землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки;

- предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В конкретном случае, при проведении землеустройства подобные документы не утверждались, и как следствие, основания проведения публичных слушаний отсутствуют.

Доводы истцов о нарушении правил межевания территории являются несостоятельными, поскольку основаны на нормативных акта, не подлежащих применению в конкретном случае.

Предметом спора является оспаривание результатов землеустройства, в части перераспределения и образования земельных участков.

Между тем, истцы основывают свои доводы на Положении о порядке межевания территории города Уфы, утвержденном решением Президиума Уфимского городского Совета РБ от 24.09.2003 года № 40/1. Данный акт был принят в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 54 Градостроительного кодекса Республики Башкортостан и подлежит применению при разработке, согласовании, экспертизе и утверждении проектов межевания территорий города Уфы, а также при разработке нормативных правовых и методических документов по проведению инвентаризации и межеванию территории города Уфы (раздел 1 Положения о порядке межевании территории города Уфы).

По смыслу ст. 9 Градостроительного Кодекса Российской Федерации назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципальных образований, определяется документами территориального планирования городского округа. Согласно ст.18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации таким документом является генеральный план городского округа.

В развитие документов территориального планирования осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подобными документами являются проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 43 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

В конкретном случае, согласно землеустроительному (межевому) делу № 1225/1285 выполнены работы по установлению границ земельного участка, находящегося в .... Подобные работы представляют собой работы, выполняемые при проведении территориального землеустройства (ст.ст. 15 Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

При территориальном землеустройстве выполняются следующие работы:

образование и упорядочение существующих земельных участков;

межевание объектов землеустройства.

При проведении названных работ каких-либо решений о разработке, утверждении проекта межевания данной территории не принималось.

В подобных случаях следует руководствоваться Федеральным законом от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2002 г. № 39, Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.), Инструкцией по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996 года).

Несостоятельна ссылка истцов на положения постановления Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002г. № 150, подлежащему применению при разработке, согласовании, экспертизе и утверждении градостроительной документации. Землеустроительное дело подобной документацией не является.

В силу статьи 22 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении объекта землеустройства. Землеустроительная документация представляет собой документы, полученные в результате проведения землеустройства (статья 1 указанного Федерального закона).

Ссылки истцов на положения Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.12.2006 года № 20/17, также необоснованны. Данные положения определяют порядок разработки и утверждения проектов межевания территории, и как следствие, не подлежат применению.

Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.12.2006 года № 20/17 было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа», № 1 (10649), 05.01.2007 года, и как следствие, вступило в силу 05.01.2007 года. Между тем, работы по землеустройству были проведены в 2006 году, а именно:

проектный план границ землепользования составлен МУП «Уфаземкадастр 29.11.2006 года, карта (план) границ земельного участка также оставлен МУП «Уфаземкадастр 29.11.2006 года;

Проект границ перераспределения земельных участков утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.12.2006 года № 6999.

Документы, на основании которых выполнялись работы, также подготовлены до вступления в силу Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

задание на выполнение работ, утвержденное заказчиком 16.11.2006 года;

постановление главы Администрации города Уфы от 11.03.2005 года № 852 «О разработке проекта застройки квартала № 531, ограниченного улицами Октябрьской Революции, Цюрупы, Коммунистической и Новомостовой в Кировском районе города»;

градостроительное заключение от 02.08.2006 года № ГЗ-3814/Ю.

Учитывая изложенное, землеустроительные работы были проведены в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 23 вышеуказанного закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 года № 21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета» с 01.06.2009 года полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» наделено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан.

В настоящее время образование, раздел, перераспределение земельных участков осуществляется посредством выполнения кадастровых работ, осуществляемых кадастровыми инженерами.

В рамках предоставленных полномочий, выполнение кадастровых работ, государственный кадастровый учет земельных участков не входит в компетенцию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Таким образом, требования истцов, предъявленные к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о восстановлении земельного участка, формировании его в прежних границах и постановке его на кадастровый учет, суд находит не обоснованными.

Земельным Кодексом Российской Федерации (глв. III, IV) определены следующие виды прав на земельные участки: право собственности, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками. Иные виды прав на земельные участки действующим земельным законодательством не предусмотрены.

Доказательств того, что границы земельного участка площадью 3 221 кв.м., по адресу: ... являются исторически сложившимися, истцами суду в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, требование истцов о признании за ними права пользования на указанный земельный участок в исторически сложившихся границах также не подлежит удовлетворению.

Также не подлежат удовлетворению требования истцов, предъявленные к Управлению Росреестра по РБ в связи со следующим:

По мнению истцов, результаты землеустройства по землеустроительному делу №1225/1285 от 13.04.2007г. нарушают право общей долевой собственности собственников помещений на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ...

Земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен с адресным ориентиром: ... площадью 3 221 кв.м, с разрешенным использованием «под жилую застройку индивидуальную» был поставлен на государственный кадастровый учет 23.03.2006г. по материалам инвентаризации земель г. Уфы, утвержденных Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа от 22.02.2006г. №683.

В соответствии с п.2 ст.19 Закона № 28-ФЗ, по заявке о постановке на государственный кадастровый учет от 13.04.2007г. №155/07-0288 на основании Постановления главы Администрации ГО г.Уфа от 29.12.2006г. №6999 и Описания земельного участка была проведена учетная кадастровая процедура по перераспределению земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен В результате были образованы земельные участки с кадастровыми номерами Номер обезличен

В соответствии с пунктами 2.3.1 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001г. №П/l19, прекращение существования всех земельных участков, явившихся источником образования нового земельного участка, осуществлялось на основании полученной письменной информации о зарегистрированных правах (выписки из государственного реестра прав (ЕГРП)) на вновь образованный земельный участок. На земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен сведения из ЕГРП (о зарегистрированном праве аренды в пользу ООО «Селена») поступили 20.08.2007г., поэтому преобразуемые земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен были сняты с кадастрового учета.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Управления по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен произведены в соответствии с действующим законодательством.

Также, решением Арбитражного суда РБ от 29.05.2009г. по делу №А07-87/2009 (оставленном в силе Постановлением ВААС от 10.08.2009г. №18АП-5889/2009 и Постановлением ФАС УО от 18.11.2009г. №Ф09-9046/О9-С6) установлено, что в связи с отсутствием обращения собственников по формированию и предоставлению земельного участка в порядке установленного п.5,6 ст.36 ЗК РФ и реализации указанного права в порядке, предусмотренном ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отсутствием земельного участка, как объекта гражданских прав - требование о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен подлежит отклонению.

Кроме того, Арбитражный суд РБ в своем решении от 29.05.2009г. по делу №А07-87/2009 указал на отсутствие нарушений процедуры проведения порядка перераспределения земельных участков, в части касающейся отсутствия согласования границ земельных участков.

Ссылка истцов на то, что землеустроительные работы не могут производиться путем объединения застроенных участков является несостоятельным, поскольку для объединения застроенных земельных участков существовали правовые основания - Постановление главы Администрации городского округа г. Уфа от 29.12.2006г. № 6999, которое, согласно Решению Арбитражного суда РБ от 29.05.2009г., Постановлению ВААС от 10.08.2009г., Постановлению ФАС УО от 18.11.2009г. признано законным и обоснованным.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что землеустроительное дело от 13.04.2007г. № 1225/1285 было изготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку формирования землеустроительных дел.

В силу п.3 ст.61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Из вышеизложенного следует, что члены ТСЖ в число которых входят истцы, не обладают правом общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, следовательно, результаты проведенного землеустройства по перераспределению данного земельного участка не нарушают права и интересы истцов, следовательно, требования, предъявленные к Управлению Росреестра по РБ не подлежат удовлетворению. Кроме того, истцами не указано каким образом нарушены их права действиями ответчика Управления Росреестра по РБ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования истцов о признании недействительными результатов землеустройства по землеустроительному (межевому) делу удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Попова А.А., Поповой Л.Т., Искужиной Л.А. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, МУ «Земельное агентство» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании недействительным результатов землеустройства по землеустроительному (межевому) делу отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Г.Р.Фархутдинова

Решение вступило в законную силу 08 апреля 2010 года.

Судья Г.Р.Фархутдинова