2-973/2010
Решение
именем Российской Федерации
26 марта 2010 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе
Судьи Яковлевой В.А.
при секретаре Табульдиной Э.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Урузбаева С.К. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ, МЧС России о выдаче удостоверения единого образца,
установил:
Урузбаев С.К. обратился в Кировский районный суд г. Уфы с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения РБ, ГУ МЧС России по РБ о выдаче удостоверения единого образца как лицу, пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Определением от 01.03.2010 года произведена замену ненадлежащего ответчика ГУ МЧС России по РБ на надлежащего МЧС России.
Уразбаев С.К. и его представитель Шестеров С.А. в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен представитель в предыдущем судебном заседании 01.03.2010 года, о чем Шестеров С.А. расписался в извещении о времени судебного заседания, в том числе о том, что обязуется известить о времени судебного заседания своего доверителя. Согласно заявлению истца от 24.03.2010 года Уразбаев С.К. просит рассмотреть дело без его участия, выслать ему копию решения.
В ходе судебного заседания представитель Управления труда и социальной защиты населения РБ Пименова С.В., действующая по доверенности от 01.03.2010 года № 06-32-83, просит в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление. Согласно возражений на иск: территориальное управление труда и социальной защиты населения не наделено полномочиями выдачи удостоверения, требуемого истцом. Согласно Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС России от 18.09.2009 года № 540, удостоверения оформляются МЧС России в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов. Кроме того, Уразбаев С.К. проживал в населенном пункте, который не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и во временной период за пределами ядерных испытаний. Кроме того, истец не предоставил справку компетентного российского органа о полученной им дозе облучения, справки, выданные зарубежными государствами не являются подтверждением полученных дозах облучения.
Представитель ответчика ГУ МЧС России Шайдуллина А.Ф., действующая по доверенностям от 06.04.2009 года № 59-56 и от 06.08.2009 года № 6009, просит в иске отказать по тем основаниям, что город Семипалатинск не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так согласно расчетов специалистов жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного законом (5сЗв), то есть выводы, указанные в справках, выданных в Казахстане, не подтверждены. Кроме того, представленные истцом документы, выданные в Казахстане, не отвечают требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и не являются основанием выдачи удостоверения в Российской Федерации
Суд, заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, не находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец с 1974 - 1990 годы проживал в городе Семипалатинске бывшей Казахской СССР, о чем представлено удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на семипалатинском испытательном полигоне согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Удостоверение выдано как лицу, проживавшему в зоне чрезвычайного радиационного риска и зоне повышенного радиационного риска.
В справке, прилагаемой к удостоверению истца, приведены данные о том, что зона чрезвычайного радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний.
Часть первой статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусматривает, что гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.
Согласно п. п. 2.,3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный приказом МЧС России от 18.09.2009 года № 5402. удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П. дана оценка указанному положению закона (ч.1 ст. 1 ФЗ РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Конституционный суд Российской федерации указал, что из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Выявленный в настоящем Определении на основе ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
На основании изложенного, доводы представителей ответчиков о том, что Уразбаев С.К. проживал в населенном пункте, который не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необоснован.
Судом проверен и не нашел своего подтверждения для отказа в иске по основаниям, что Уразбаев С.К. проживал в Семипалатинске во временной период за пределами ядерных испытаний и поэтому положения ч.1 ст. 1 ФЗ РФ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" не распространяет свое действие на тех, кто проживал в этих населенных пунктах позже.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 14.12.1999 года № 197-О указал следующее:
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях в правовом регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного гражданам в результате радиационных катастроф и аварий, законодатель вправе применять дифференциацию исходя из масштабов радиационного воздействия, в том числе времени воздействия, уровня радиационного загрязнения территорий и его влияния на организм. Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая конституционный принцип равенства граждан перед законом, гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения" граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий (статья 20 Закона). В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и понесенных ими убытков (статьи 25 - 26 Закона).
Исходя из указанного положения Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в системном истолковании со статьей 26 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни утверждаемые, в установленном порядке.
В п. 3 Правил установлено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения "НИИ Региональных медико-экономических проблем" в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ (от 4 апреля 1997 года N 469) и Правительства РФ (от 9 апреля 1997 года N ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме "Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт".
По данным исследований ФГУ 12 Центрального научно-исследовательского института от 10.07.2009 года № 1603 в период с 1949 по 1962 годы на Семипалатинском полигоне проводились атмосферные ядерные взрывы. Проведение каждого взрыва, за исключением первого ядерного испытания 29.08.1949 года, сопровождались реализацией комплекса мер по минимизации его радиационных последствий для населения. За указанный период с 1949 по 1962 года в 113 случаях проведения ядерных взрывов уровень радиационного воздействия превышал 5 сЗв только в семи случаях, последний 07.08.1962 года (то есть задолго до того как истец стал проживать в г. Семипалатинске». Ввиду низкого содержания в радиоактивных выпадениях взрыва долгоживущих радионуклидов накопление доз происходило достаточно быстро: за первые 10 суток накапливалось – 70%, за три месяца – 90% от годовой дозы облучения, к концу года процесс дезоформирования практически прекращался. Лица, прибывшие на загрязненную территорию по истечении года с момента взрыва могли получить дозу облучения, не превышающую 1% от дозы облучения лиц, проживавших на территории в течение первого после взрыва года. По той же причине уровни радиоактивного загрязнения большинства территорий, в которых радиационное воздействие на население в первый год после взрыва превышало нормативную величину 5 сЗв, в последующие годы снижались до таких значений, при которых не требовалось введение каких-либо ограничений на хозяйственную деятельность людей. В период с 1963 по 1989 года на Семипалатинском полигоне проводились только подземные ядерные взрывы. Максимальные дозы облучения населения после этих взрывов не превысила величину 0,3 сЗв. Представленные оценки и сведения являются результатом глубоких и детальных исследований.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на период проведения ядерных взрывов, когда уровень радиационного воздействия превышал 5 сЗв (то есть до 07.08.1962 года) не проживал на указанной территории, стал проживать, начиная с 1974 года, оснований считать его получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв не имеется.
Ссылка заявителя на удостоверение, выданное в Республике Казахстан, необоснованна, так как статья 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года (с изменениями от 28 марта 1997 года) лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения и выдачи такого же удостоверения в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам; Конвенция не дает гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Урузбаева ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты населения РБ, МЧС России о выдаче удостоверения единого образца отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Федеральный судья В.А.Яковлева
Решение вступило
в законную силу 13.04.2010 года