РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2010 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре Багиеве Р.А.,
с участием представителя истца Соколова И.В. по доверенности № 1267 от 02.07.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3499/10 по иску Щербатюк Валентины Николаевны к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставить земельный участок в собственность путем выкупа,
установил:
Щербатюк В.Н. обратилась в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с иском к Администрации городского округа г.Уфа о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: .... В обоснование исковых требований указала, что с 1991 года пользуется земельным участком площадью 1265 кв.м., расположенным по адресу: г.Уфа, Кировский район, ул. Левобережная, д.33б, кадастровый номер Номер обезличен. В период с 2005 по 2006 год на указанном земельном участке были возведены: жилой дом (лит.А), веранда (лит. а), навес (лит.а1), навес (лит.Г). Постановлением главы администрации Городского округа г.Уфа №740 от 20 февраля 2009г. вышеуказанный индивидуальный жилой дом и вспомогательные сооружения были введены в эксплуатацию. Решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от 13 августа 2009г. за ней было признано право собственности на самовольные постройки расположенные по адресу: .... 13 октября 2009г. на основании данного решения за ней было зарегистрировано право собственности на постройки под литерами А, а, а1 по вышеуказанному адресу (свидетельство о государственной регистрации права №04АВ 233170 от 13 октября 2009г.).
29 октября 2009г. истец обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: .... Письмом от 23.11.2009г. ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Полагает, что данный отказ существенно нарушает ее права как собственника зданий и строений, расположенных на вышеуказанном земельном участке.
По ходатайству представителя истца от 24.03.2010г. исковые требования были изменены. Истец просила обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить ей в собственность путем выкупа земельный участок общей площадью 1265 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер Номер обезличен.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2010 года исковые требования Щербатюк Валентины Николаевны к Администрации городского округа г.Уфа были удовлетворены.
Кассационным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2010 года решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Суд кассационной инстанции указал на необходимость установления следующих обстоятельств: прошел ли земельный участок государственный кадастровый учет, не имеется ли спор между соседними землепользователями.
В судебном заседании представитель истца Соколов И.В. исковые требования поддержал, представил кадастровый паспорт земельного участка под кадастровым номером Номер обезличен. Как следует из содержания кадастрового паспорта, данному земельному участку присвоен почтовый адрес: ..., площадь земельного участка составляет 1265 кв.м.
В материалах дела также имеются ранее представленные в суд кассационной инстанции справка о присвоении почтового адреса №366 от 14.05.2010, сопроводительное письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа от 19.05.2010г., акт согласования границ с землепользователями от 11 мая 2006г.
Из вышеуказанных материалов дела усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: ... сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера Номер обезличен, спора между соседними землепользователями не имеется.
Администрация городского округа г. Уфа, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и, дополнительно представленные доказательства, заслушав стороны, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.8 Конституции РФ государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.
В соответствии с п. 2. ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 названного Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником зданий и строений, расположенных на земельном участке площадью 1265 кв.м. по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Левобережная, д.33б. Жилой дом и вспомогательные сооружения были введены в эксплуатацию Постановлением Главы Администрации ГО г.Уфа от 20.02.2009г, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права №04АВ 233170 от 13 октября 2009г.).
Таким образом, истец в силу ст.ст.28, 36 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.2 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» имеет исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка.
29 октября 2009г. истец обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: .... Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г.Уфа №01-01-17311 от 23.11.2009г. согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ №15/7 от 23.04.2009г. участок, расположенный по адресу ... входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность..
Между тем ст.36 Земельного кодекса РФ закрепляет право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. В силу п.1 данной статьи собственник здания, строения, сооружения вправе по своему усмотрению получить земельный участок либо на праве собственности, либо на праве аренды. Ограничение вышеуказанного права путем запрета на приватизацию земельного участка противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, предусмотренному пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ответчиком, доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа РБ, не представлено.
В соответствии с п. 4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Ответчиком, доказательств направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, также не представлено. В кадастровом паспорте земельного участка от 19.10.2009г., расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Левобережная, д. 33б, сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. В графе 9 «Разрешенное использование» указано, что земельный участок используется для обслуживания жилого дома.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности предоставления истцу в собственность земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
То обстоятельство, что испрашиваемый истцом земельный участок является согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства при Администрации ГО г. Уфа от 17.03.2010г. земельным участком общего пользования, само по себе не является основанием для отказа в его приватизации. Пункт 12 ст.85 Земельного кодекса РФ устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Как следует из материалов дела, какие-либо объекты общего пользования на земельном участке, расположенном по адресу: ..., отсутствуют. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Таким образом, препятствий для предоставления в собственность истцу вышеуказанного земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Щербатюк Валентины Николаевны к Администрации городского округа г. Уфа удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить Щербатюк Валентине Николаевне в собственность путем выкупа земельный участок, общей площадью 1265 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер Номер обезличен и заключить с ним договор купли-продажи земельного участка
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы РБ в течение 10 дней.
Судья Г.К. Зайнуллина
Решение не вступило в законную силу.