№2-1745/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2010 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Зариповой А.Т.,
при участии представителя истца Администрации городского округа г. Уфа РБ Султанова О.Р., представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ - Зайнетдинова Р.Р., представителя ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ - Ахмедшиной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан о признании незаконным внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) земельного участка,
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа г. Уфа обратилась в суд с иском к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан о признании незаконным внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) земельного участка.
Впоследствии требования истцом были предъявлены также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан и Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан.
В обоснование требований истец указал, что согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ от Дата обезличена. решением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата обезличена., на основании письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа РБ от Дата обезличена. осуществлен государственный кадастровый учет изменений местоположения земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: ... После внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок имеет следующее местоположение: ...
Администрация ГО г. Уфа каких – либо решений об изменении адреса (местоположения) земельного участка не принимала. Соответственно отсутствуют основания внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе земельного участка.
Письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ от Дата обезличена не является решением органа местного самоуправления, на основании которого требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе земельного участка.
На основании изложенного истец просит признать незаконным внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе земельного участка, с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: ...
Представитель истца Администрации городского округа г. Уфа – Султанов О.Р., действующий на основании доверенности Дата обезличена. исковые требования поддержал, в обоснование указав доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Росреестра по РБ – Зайнетдинов Р.Р., действующий на основании доверенности от Дата обезличена., исковые требования не признал, суду пояснил, что их действия правомерны. Изменения были внесены на основании заявления Фирсова А.А. и письма Главархитектуры Администрации ГО г. Уфа, где указано, что изменения вносятся согласно плану. Также Администрация городского округа г. Уфа является ненадлежащим истцом, так как собственником участка является Фирсов А.А. Кроме того пропущен срок на обжалование решения, который составляет 3 месяца. О внесении изменений Администрации стало известно в январе месяце, а исковое заявление подали только в июле.
Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» - Ахмедшина И.О., действующая на основании доверенности от Дата обезличена., исковые требования также не признала, суду пояснила, что исковые требования подпадают под публичные правоотношения. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Такой участок с таким кадастровым номером уже есть, по другому адресу. Произошла техническая ошибка, подлежащая исправлению. На основании заявления Фирсова А.А. в Управление Росреестра было внесено изменение наименования улицы ...
Третье лицо Фирсов А.А., представитель третьего лица Главного управления архитектуры и строительства Администрации Городского округа г. Уфа в судебное заседание не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть материалы дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен с адресным ориентиром ... с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома» внесены в Реестр объектов недвижимости государственного кадастра недвижимости Уфимского городского кадастрового района Дата обезличена. по материалам инвентаризации земель ... утвержденным постановлением главы Администрации г. Уфы от Дата обезличена № Номер обезличен
Собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от Дата обезличена. является Фирсов А.А., по заявлению которого и письму Главархитектуры Администрации городского округа г. Уфа от Дата обезличена. № Номер обезличен л.д. 98) в Реестр объектов недвижимости государственного кадастра недвижимости внесены изменения в сведения об адресном ориентире данного земельного участка с ... на ... на основании Решения о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата обезличена г. № Номер обезличен
В разделе Положение об Адресном реестре городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от Дата обезличена №Номер обезличен установлены полномочия Главархитектуры по присвоению, изменению, подтверждению, аннулированию почтовых адресов объектов на территории городского округа. В п. 3.1 Положения об Адресном реестре городского округа город Уфа Республики Башкортостан указано, что Главархитектура в пределах своей компетенции осуществляет: формирование и ведение Адресного реестра, присвоение, изменение, подтверждение, аннулирование почтовых адресов зданий в городском округе и их регистрацию в Адресном реестре в соответствии с данным Положением, осуществляет подготовку и выдачу справок об адресации объектов по утвержденным формам по заявкам застройщиков и правообладателей объектов недвижимости.
Аналогичные положения закреплены в разделах 8,9,10 Положения о порядке присвоения почтовых адресов жилым и нежилым зданиям в г. Уфе, утвержденного постановлением главы Администрации города Уфы от Дата обезличена г. №Номер обезличен
Также установлено, что согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан от Дата обезличена. № Номер обезличен решением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата обезличена г. № Номер обезличен, на основании письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от Дата обезличена. № Номер обезличен осуществлен государственный кадастровый учет изменений местоположения земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: .... После внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок имеет следующее местоположение: ...
Между тем, письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от Дата обезличена года № Номер обезличен не является решением органа местного самоуправления, на основании которого требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) земельного участка. Данный довод подтверждается письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от Дата обезличена года № Номер обезличен
В соответствии п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В силу ст.25.3. Закона Республики Башкортостан № 59-з от 05.01.2004 года «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы, за исключением случаев, установленных статьями 25.1, 25.2 настоящего Закона.
Согласно ст.ст. 4, 20 Устава городского округа город Уфа, управление и распоряжение землями в границах городского округа город Уфа, осуществляет Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В силу п. 10 ст. 4 Федеральным законом РФ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
В соответствии с п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 года № 35., действовавшего на момент внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона) (далее - порядок информационного взаимодействия);
6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документ
Пунктом 12. Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618 орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Из смысла пункта 12 данного Положения следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета принятые в пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) объекта недвижимости.
Пунктом 68 Порядка определено, что сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр объектов недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. Таким органом является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в том числе об адресе (местоположении) земельного участка должно производиться на основании решения органа местного самоуправления, каковым Главное управление архитектуры и градостроительства РБ не является.
Администрация городского округа г. Уфа РБ каких-либо решений об изменении адреса (местоположения) земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: ... не принимала. Следовательно, отсутствовали основания внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) указанного земельного участка.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, на которую возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации. Данным актом определено упразднить Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и передать функции последнего Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.08.2009 года № 319 территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на территории Республики Башкортостан является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Мероприятия по формированию единых территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в конкретных субъектах Российской Федерации подлежат завершению в срок до 01.01.2011 года.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2009 года № 21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета» с 01.06.2009 года Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу статьи 60 Земельного Кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Доводы представителей ответчиков о том, что рассматриваемые требования вытекают из публичных правоотношений и истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст.196 ГК РФ.
На основании вышеизложенного требования Администрации городского округа г. Уфа к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Федеральному государственному управлению «Земельная кадастровая палата» о признании незаконным внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации городского округа г. Уфа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан о признании незаконным внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об адресе (местоположении) земельного участка, с кадастровым номером Номер обезличен, площадью 1 500 кв.м. расположенного по адресу: ...решение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан о кадастровом учете изменений объекта недвижимости от Дата обезличена года № Номер обезличен).
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан восстановить положение, существующее до нарушения права на земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы с момента вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Г.Р. Фархутдинова
Решение в законную силу не вступило.
Судья Г.Р. Фархутдинова