Дело №2-3921/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2010 года г.Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Зариповой А.Т.,
при участии истца Целищевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целищевой Л.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права на получение земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л :
Целищева Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании права на получение земельного участка в собственность.
В обоснование исковых требований указала, что постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ Номер обезличен от 26.03.2007г. ей предоставлен земельный участок в аренду на 10 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и жилых построек по адресу: .... Заключен договор аренды земельного участка Номер обезличен от 11.05.2007г. Согласно свидетельству о государственной регистрации права сер. Номер обезличен от 21.11.2008г. она является собственником вышеуказанного дома.
16.07.2009г. она обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: .... Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа г. Уфа РБ от 26.08.2009г. Номер обезличен ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Письмом Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа от 18.05.2010г. Номер обезличен Целищевой Л.А. отказано в расторжении договора аренды земельного участка Номер обезличен от 11.05.2007г. ввиду отсутствия на то оснований.
Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 17.09.2009г. Номер обезличен, дом Номер обезличен по ... размещен на территории, где планируется строительство административно-сервисного комплекса по ..., заказчиком которого является «Уфа-Сервис».
Истица полагает, что данный отказ существенно нарушает ее права, как собственника зданий и строений, расположенных на вышеуказанном земельном участке.
На основании изложенного истец просит суд признать отказ Администрации городского округа г. Уфа РБ в приобретении права собственности на земельный участок, расположенного по адресу: ... незаконным и неправомерным; признать за ней право на получение в собственность указанного земельного участка площадью 520 кв.м.; обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании истец Целищева Л.А. поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфа, представители третьих лиц МУ «Земельное агентство» городского округа г. Уфа, ООО «УфаСервис» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Третье лицо Ефимов В.Н. представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.8 Конституции РФ государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.
В соответствии с п.2. ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу п.п.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из абзаца 2 п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Судом установлено, что истец является собственником зданий и строений, расположенных на земельном участке площадью 520 кв.м. по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. Номер обезличен от 21.11.2008г.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа от 26.03.2007г. № 1422 Целищевой Л.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен площадью 520 кв.м. по адресу: ..., относящийся к категории земель населенных пунктов, в аренду на 10 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек без права нового строительства и реконструкции домовладения.
Таким образом, истец в силу ст.ст.28,36 Земельного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет исключительное право на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность.
16.07.2009г. истец обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ....
Как следует из ответа МУ «Земельное агентство» городского округа г. Уфа РБ от 26.08.2009г. Номер обезличен ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка по тем основании, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ Номер обезличен от 23.04.2009г., участок, расположенный по адресу: ..., входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Письмом Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа от 18.05.2010г. Номер обезличен Целищевой Л.А. отказано в расторжении договора аренды земельного участка Номер обезличен от 11.05.2007г. ввиду отсутствия на то оснований.
Между тем ст.36 Земельного кодекса РФ закрепляет право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. В силу п.1 данной статьи собственник здания, строения, сооружения вправе по своему усмотрению получить земельный участок либо на праве собственности, либо на праве аренды. Ограничение вышеуказанного права путем запрета на приватизацию земельного участка противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, предусмотренному пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст.56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ответчиком доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа РБ не представлено.
В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п.8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. №561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Ответчиком доказательств направления решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, также не представлено. В кадастровом паспорте о земельном участке от 13.04.2007г., расположенном по адресу: ..., сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. В графе 9 «Разрешенное использование» указано, что земельный участок используется для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности предоставления истцу в собственность земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
Таким образом, препятствий для предоставления в собственность истцу вышеуказанного земельного участка не имеется. При таких обстоятельствах, требования Целищевой Л.А. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Целищевой Л.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права на получение земельного участка в собственность удовлетворить.
Признать отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в приобретении права собственности на земельный участок площадью 520 кв.м., расположенный по адресу: ..., незаконным.
Признать за Целищевой Л.А. право на получение в собственность земельного участка площадью 520 кв.м., расположенного по адресу: ... в порядке выкупа.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Целищевой Л.А. договор купли-продажи земельного участка, площадью 520 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер Номер обезличен.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Р. Фархутдинова
Решение в законную силу не вступило.
Судья Г.Р. Фархутдинова