2-3702/2010, Правительство РБ в лице УДХРБ к Малявкиной Г.Р об определении выкупной цены жилого дом



Дело №2-3702/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010г. г. Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.

при секретаре Зариповой А.Т.,

с участием прокурора Хайруллина Р.Р.,

представителей истца Правительства РБ в лице казенного предприятия Управление дорожного хозяйства РБ Мурзабаевой А.С. и Бурангуловой Р.Р., ответчика Малявкиной Г.Р., представителей ответчика Кравчук А.В., Кравчук Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Правительства Республики Башкортостан в лице казенного предприятия Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан к Малявкиной Г.Р. об определении выкупной цены жилого дома, земельного участка и прекращения права собственности,

у с т а н о в и л :

Правительство Республики Башкортостан в лице казенного предприятия Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Малявкиной Г.Р. об определении выкупной цены жилого дома, земельного участка, расположенных по адресу: ... и прекращении права собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

В обоснование иска истец указал, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2006 года № 1344-р было принято решение об изъятии объектов недвижимости у ответчика путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд. Использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данные объекты недвижимости ввиду следующего: объекты находятся на земельном участке, в пределах которого будет осуществлено строительство Южного подъезда к г. Уфа с мостовым переходом через р. Уфа в районе «Каменной переправы» от км 1474+307 автомобильной дороги М-5 «Урал».

Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от 10.06.2009г. серия Номер обезличен, от 11.01.2009г. серия Номер обезличен Малявкина Г.Р. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, расположенных в ....

Требование об изъятии данного земельного участка обосновано невозможностью использования иных земельных участков в целях, для которых он изымается, в связи со следующими обстоятельствами. Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007г. № 4 "О ходе реализации плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России", Правительством Республики Башкортостан приняты дополнительные обязательства по строительству и реконструкции ряда объектов, среди которых строительство Южного подъезда к г.Уфа с мостовым переходом через р.Уфа в районе «Каменной переправы».

Письмом КП УДХ РБ от 05.06.2009 г. Номер обезличен ответчик был уведомлен о предстоящем выкупе объектов недвижимости путем заключения соглашения о выкупной стоимости.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», право на проведение оценки принадлежит собственнику объекта оценки. Ответчик, воспользовавшись своим правом, заключил договор на оценку объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд, с ООО «А-О». Однако отчет от 03.08.2009г. Номер обезличен не прошел согласование в Министерстве земельных и имущественных отношений РБ, о чем было указано в письме от 28.08.2009г. Номер обезличен.

Ввиду того, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.12.2006 г. №1344-р КП УДХ РБ предписывается представлять отчеты об оценке рыночной стоимости выкупаемого недвижимого имущества на согласование в Министерство, в отсутствие такого согласования невозможно заключение соглашения о выкупной стоимости. Однако действия Ответчика по заключению договора на проведение независимой оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, подлежащих выкупу в связи с изъятием для государственных нужд, свидетельствуют о намерении заключить соответствующее соглашение. Таким образом, до настоящего времени между истцом и ответчиком не достигнуто согласие о цене выкупа- ввиду отсутствия положительного заключения Министерства и бездействия ответчика по устранению замечаний к последнему представленному отчету.

На основании изложенного, истец просит суд:

- определить выкупную цену жилого дома (общей площадью 58,7 кв.м, инвентарный номер Номер обезличен) и земельного участка (общей площадью 870 кв.м, кадастровый номер Номер обезличен), расположенных по адресу: ...

- прекратить право собственности ответчика на жилой дом (общей площадью 58,7 кв.м, инвентарный номер Номер обезличен) и земельный участок (общей площадью 870 кв.м, кадастровый номер Номер обезличен), расположенные по адресу: ..., ввиду выплаты выкупной цены, определенной в соответствии с решением суда.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Башкортостан Мурзабаева А.С. Бурангулова Р.Р., по доверенности от 22.10.2009г., требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Малявкина Г.Р., ее представители Кравчук А.В., Кравчук Д.А., действующие по доверенности от 06.07.2010г., иск Правительства Республики Башкортостан признали частично. Ответчик Малявкина Г.Р. суду пояснила, что истцом представлено суду почтовое уведомление, якобы с ее подписью, о том, что в июне 2009г. она была уведомлена о предстоящем изъятии земельного участка. По мнению ответчика, данное доказательство является недопустимым, поскольку она данного уведомления не получала.

Первое письменное уведомление о предстоящем изъятии от истца она получила в январе 2010г. и в соответствии с ч.4 ст.32 ЖК РФ, изъятие земельного участка до января 2011 г. невозможно без ее согласия. Также ответчик пояснила суду, что она согласна с изъятием земельного участка до истечении года при условии, что на него будет определена выкупная цена в размере суммы определенной ООО «А-О» - 6 205 000руб.

Представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений РБ в судебное заседание не явился, представив суду заявление с просьбой о рассмотрении дела без их участия, и отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Положением о Минземимуществе РБ, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан № УП-335 от 12.07.2007 года одной из функций министерства является обеспечение проведения оценки государственного имущества в установленных законодательством случаях.

Согласование Минземимуществом РБ отчета об оценке изымаемого имущества осуществляется по поручению Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распоряжением № 1344-р от 21.12.2006 года.

В соответствии с п. 11 федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1) « при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта требований законодательства РФ об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Представленный отчет проверяется на соответствие требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 года № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254,255,256, а также общей методологии оценки.

По отчету Номер обезличен от 03.08.2009 года существенными замечаниями является следующее. Отсутствует точное описание объекта оценки в части местоположения, отсутствует техническое описание строений и сооружений, не осуществлен расчет объекта оценки - жилого дома сравнительным подходом и др. В связи с имеющимися замечаниями указанный отчет согласование в Минземимуществе РБ не прошел.

Требования истца считают правомерными и соответствующими действующему законодательству в связи со следующим:

Статья 32 Жилищного кодекса РФ предоставляет органу государственной власти или органу местного самоуправления право предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения в случае если с собственником жилого помещения не достигнуто соглашение о выкупной цене изымаемого жилого помещения.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» установлено, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза в порядке ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Указанным пунктом также установлено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Таким образом, действия истца по заявлению требований об определении выкупной стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ..., а также требование о прекращении права собственности ответчика на указанные объекты являются обоснованными и законными.

На основании изложенного представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений РБ просит требования Правительства Республики Башкортостан в лице казенного предприятия Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан удовлетворить в полном объеме.

Прокурор Хайруллин Р.Р. в своем заключении указал на необходимость определения выкупной цены объекта недвижимости – индивидуального жилого дома с надворными постройками и земельного участка, расположенных по адресу: ..., на основании отчета ООО «А-О» Номер обезличен в размере 5 700 800 руб.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:


Согласно ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией,

соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

Судом установлено, что согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007г. № 4 "О ходе реализации плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России", Правительством Республики Башкортостан приняты дополнительные обязательства по строительству и реконструкции ряда объектов, среди которых строительство Южного подъезда к г.Уфа с мостовым переходом через р.Уфа в районе «Каменной переправы».

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.12.2006 г. № 1344-р было принято решение об изъятии объектов недвижимости у ответчика Малявкиной Г.Р. путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.

Использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данные объекты недвижимости ввиду следующего: объекты находятся на земельном участке, в пределах которого будет осуществлено строительство Южного подъезда к г. Уфа с мостовым переходом через р. Уфа в районе «Каменной переправы» от км 1474+307 автомобильной дороги М-5 «Урал».

Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от 10.06.2009г. серия Номер обезличен, от 11.01.2009г. серия Номер обезличен Малявкина Г.Р. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, расположенных в ....

Письмом КП УДХ РБ от 05.06.2009 г. Номер обезличен Ответчик был уведомлен о предстоящем выкупе объектов недвижимости путем заключения соглашения о выкупной стоимости.

В целях определения выкупной цены определением суда назначена судебная экспертиза. Согласно представленного отчета Независимого оценщика А.Г.С. Номер обезличен рыночная стоимость объекта оценки – недвижимого имущества по адресу: ... составила 3 160 000руб., в том, числе:

- индивидуальный жилой дом – 1 260 000руб.,

- земельный участок – 1 900 000руб.

Ответчик с данной оценкой не согласен, представив суду отчет ООО «А-О» Номер обезличен об определении рыночной стоимости жилого дома с надворными постройками и земельным участком, расположенным по адресу: ..., а также упущенной выгоды при сносе плодово-ягодных насаждений.

Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта оценки – недвижимого имущества по вышеуказанному адресу составляет 5 700 800 руб., в том числе:

-жилой дом литер А -1 642 200 руб.,

-пристрой литер А1 -545 400 руб.,

-веранда литер а 1 - 85 900 руб.,

-навес литер Г - 38 200 руб.,

-сооружения I, II, III, IV - 344 700 руб.,

-насаждения -53 800 руб.,

-земельный участок -2 990 600 руб.

Из этого же отчета следует, что упущенная выгода при сносе плодово-ягодных насаждений отсутствует.

Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

К отчету Независимого оценщика А.Г.С. Номер обезличен суд относится критически в связи со следующим:

Все выводы и заключения экспертом оценщиком А.Г.С. выполнены по фотографиям. Данный факт оценщиком не оспаривался и был подтвержден им в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выводы оценщика Ахметшиной Г.С., основанные только на фотографиях, не могут с достоверностью определить физическое состояние жилого дома, и следовательно, рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.

Кроме того, оценщиком Ахметшиной Г.С. не была определена рыночная стоимость таких объектов как: веранда литер а 1, навес литер Г, сооружения I, II, III, IV и плодово-ягодные насаждения.

К доводам представителей ответчика и оценщика Ахметшиной Г.С., о том, что указанные постройки являются самовольными и, следовательно, не должны подлежать оценке, суд относится критически в связи со следующим:

Пунктами 1,3 распоряжения Правительства Республики Башкортостан «О мерах по строительству Южного подъезда к городу Уфе» от 21.12.2006г. №1344-р с последующими изменениями, в целях строительства Южного подъезда к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфу в районе "Каменной переправы" от км 1474 + 307 автомобильной дороги М-5 "Урал" предусмотрено:

Изъять для государственных нужд у собственников, землепользователей и арендаторов земельные участки, а также у граждан и юридических лиц жилые и нежилые помещения, расположенные по следующим адресам: ..., перед домом ..., перед домом ... и по ....

Казенному предприятию Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан от имени Республики Башкортостан в порядке, предусмотренном законодательством необходимо:…

в месячный срок обеспечить в установленном порядке независимую оценку убытков, подлежащих возмещению при изъятии земельных участков, в том числе выкупе жилых и нежилых помещений (зданий, строений, сооружений), расположенных на изымаемом земельном участке, и представить отчет на согласование в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан;

произвести выкуп жилых помещений у собственников, а также земельных участков, находящихся в собственности граждан, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.

Из данного распоряжения не следует, что при изъятии земельных участков и выкупе жилых и нежилых помещений, расположенных на изымаемом земельном участке, не подлежат возмещению, надворные постройки и плодово-ягодные насаждения. В данном случае речь идет о возмещении убытков в целом.

Учитывая, что постройки: веранда литер а 1, навес литер Г, сооружения I, II, III, IV (уборная, забор) являются вспомогательными строениями, и в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, следовательно, не могут быть самовольными постройками, поскольку разрешение на их строительство не требуется, суд приходит к выводу о том, что указанные литеры также подлежат учету при определении выкупной цены.

Снос плодово-ягодных насаждений на изымаемом земельном участке также является убытком для ответчика Малявкиной Г.Р.

В ходе судебного разбирательства, оценщик А.Г.С. согласилась с тем, что стоимость насаждений на изымаемом земельном участке также должна была быть ею определена.

Согласно ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд отдает предпочтение отчету ООО «А-О» Номер обезличен об определении рыночной стоимости жилого дома с надворными постройками и земельным участком, расположенным по адресу: ..., а также упущенной выгоды при сносе плодово-ягодных насаждений.

Оснований не доверять данному отчету у суда не имеется.

С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость индивидуального жилого дома с надворными постройками и земельного участка, определенная на основании данного отчета будет являться равноценным возмещением принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, как того требует ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации.

В связи с чем суд считает необходимым определить выкупную цену объекта недвижимости – индивидуального жилого дома с надворными постройками и земельного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенных по адресу: ..., в размере 5 700 800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ

р е ш и л :

Определить выкупную цену объекта недвижимости – индивидуального жилого дома с надворными постройками и земельного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенных по адресу: ..., в размере 5 700 800 рублей.

Взыскать за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на строительство Южного подъезда к г. Уфа с мостовым переходом через р. Уфа в районе «Каменной переправы» от км 1474+307 автомобильной дороги М-5 «Урал», в пользу Малявкиной Г.Р. 5 700 800 рублей.

Прекратить право собственности Малявкиной Гулии Ралифовны на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом и земельный участок (кадастровый номер Номер обезличен), расположенные по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.Р. Фархутдинова

Решение в законную силу не вступило.

Судья Г.Р. Фархутдинова