2-4940/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2010 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова В.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в ... районе г. Уфы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,
У С Т А Н О В И Л:
Чернов В.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в ... районе г. Уфы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
В обоснование иска Чернов В.А. указал следующее.
Чернов В.А. поступил на работу в ... 28 августа 1975г.
С 01.03.1976г. по 01.01.1984г. – авиатехник;
С 02.01.1984г. по 31.12.1989г.- сменный мастер;
С 01.01.1990г. по 19.12.1991 г. – авиатехник;
С 20.12.1991г. по 02.02.1992г. - мастер участка ремонтного авиационной техники;
С 03.02.1992г. По 31.07.1994г. - начальник смены участка ремонта авиационной техники;
С 01.08.1994г. По 28.05.2007г. - мастер участка текущего ремонта авиационной техники.
31.03.2008г. Приказом Номер обезличен отдел кадров ... выдало истцу «Справку уточняющую характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда» для представления её в Управление Пенсионного фонда РФ, и начисления Чернову В.А. трудовой пенсии по старости.
Однако после подачи заявления и предоставления всех необходимых документов в Управление пенсионного фонда ... района г.Уфы истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, мотивируя тем, что Чернов В.А. работал с 02.01.1984г. по 31.12.1989г. в качестве сменного инженера в цехе текущего ремонта участка главного механик (ОГМ). На самом деле в этот период работал мастером по ремонту летательных аппаратов в цехе Номер обезличен. Цех текущего ремонта авиационной техники в этот период занимался ремонтом самолетов АН-2, АН-24, ТУ-134, ТУ-154 вертолетов МИ-4, Ка-26, МИ-8, о чем сделана запись в трудовой книжке. С 20.12.1991г. по 02.02.1994г. Чернов В.А. работал в должности мастера участка ремонта авиационной техники и эксплуатации оборудования, цех Номер обезличен, никакого отношения к обеспечению производства не имел. С 03.02.1992г по 31.07.1994г работал начальником смены участка ремонта. С 01.08.1994Г. по 28.05.2007года работал мастером текущего ремонта авиационной техники.
Фактически цех текущего ремонта до ликвидации предприятия с 20.12.1991г. по 28.05.2007г. всегда занимался ремонтом авиационной техники и никакого отношения к ОГМ и подготовки производства не имел. За этот период цех менял свой номер несколько раз. Сначала был Номер обезличен, потом Номер обезличен и Номер обезличен, но на работе выполняемые цехом перемены номера никак не отражались. В списках инженерно-технического состава авиации, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 04.09.1991г. № 459 указаны следующие должности:
1) Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2) Мастера всех категорий
3) Инженеры всех наименований
4) Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по ттехническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Поэтому Чернов В.А. просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение к трудовой пенсии по старости в соответствии с пп 15 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г." незаконно исключенные Управлением песнсионного фонда РФ в ... районе г.Уфы следующие периоды работы в ...
с 02.01.1984г по 31.12.1989г. сменный мастер цеха Номер обезличен АТБ
с 20.12.1991 г по 02.02.1992г мастер участка ремонта авиационной техники и эксплуатации оборудования в цехе Номер обезличен АТБ
с 03.02.1992г по 31.07.1994г начальник смены участка ремонта авиационной техники цеха Номер обезличен АТБ
с 01.08.1994г. по 28.05.2007г. мастер участка текущего ремонта авиационной техники.
Также истец просит признать незаконным решение об отказе ему в установлении досрочной пенсии по старости Управлением Пенсионного фонда РФ в ... районе г.Уфы РБ, признать его право на назначение досрочной пенсии по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в ... районе г.Уфы РБ, то есть с 15 апреля 2010 года, выплатить компенсацию за моральный вред.
В судебном заседании Чернов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители ответчика – Балашова С.В., Зайнуллина Е.В. исковые требования Чернова В.А. не признали, просили в их удовлетворении отказать, указывая, что в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
При этом пп. «и» п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 указано, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 (далее по тексту Список № 459).
Списком № 459 утверждены должности инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию (пенсию за выслугу лет): авиационные техники (механики, мотористы); мастера всех наименований; инженеры, начальники цехов, смен, участок по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
При этом Списком № 459 определено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.
В период с 02.01.1984г. по 31.12.1989г. Чернов В.А. работал в должности сменного мастера цеха Номер обезличен. Согласно структурной организации ... в цехе Номер обезличен осуществлялся текущий ремонт авиационной техники.
С 20.12.1991г. по 02.02.1992г. истец работал в должности мастера участку текущего ремонта авиационной техники и эксплуатации оборудования в цехе Номер обезличен. В данном цехе также осуществлялся текущий ремонт техники, а не оперативный или периодический, как предусмотрено Списком № 459. Кроме того на данном участке производилось обслуживание не только летательных аппаратов, но и вспомогательного оборудования (например, трапы). В данном цехе предусмотрены такие должности как слесарь, электрогазосварщик, машинист компрессорной установки, уборщик, мойщик и т.п.
Согласно записи трудовой книжки и приказа Номер обезличен от 07.09.1994г. Чернов В.А. с 03.02.1992г. по 31.07.1994г. в должности начальника смены участка ремонта авиационной техники и оборудования цеха Номер обезличен.
В период с 01.08.1994г. по 28.05.2007г. Чернов В.А. также переведен на должность мастера участка текущего ремонта авиационной техники и ремонту наземного оборудования ангарного комплекса.
Таким образом, в спорные периоды работы Чернова В.А. четко усматривается, что его трудовые функции протекали по текущему ремонту авиационной техники, а также эксплуатации оборудования, ремонту наземного оборудования. В то время как Списком № 459 предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Таким образом, специальный стаж Чернова В.А. для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости на 15.04.2010г. составил всего 9лет 9 мес. 20дн., вместо требуемых 20лет.
Поэтому представители ответчика просят отказать в удовлетворении иска Чернова В.А. в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Чернова В.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Судом установлено, что 31.03.2008г. Приказом Номер обезличен отдел кадров ... выдал истцу «Справку уточняющую характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда». Согласно указанной справке, Чернов В.А. полный рабочий день работал в ... в авиационно-технической базе. Занятость на работах по непосредственно оперативному, периодическому, аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в инженерно-техническом составе в должностях: авиамоторист – с 01.03.1976гю приказ Номер обезличен от 23.02.1976 года по 25.11.1980 года; авиамеханик – с 26.11.1980 года приказ Номер обезличен от 17.11.1980 года по 08.08.1982 года; авиатехник – с 09.08.1982 года приказ Номер обезличен от 10.08.1982 года по 01.01.1984 года, с 01.01.1990 года приказ Номер обезличен от 26.12.1989 года по 19.12.1991 года; мастер – с 20.12.1991 года приказ Номер обезличен от 11.12.1991 года по 02.02.1992 года; начальник смены – с 03.02.1992 года приказ Номер обезличен от 10.02.1992 года по 31.07.1994 года; мастер – с 01.08.1994 года приказ Номер обезличен от 07.09.1994 года по 28.05.2007 года приказ Номер обезличен от 24.05.2007 года. Время работы в должности авиатехника-бригадира (обязанность бригадира не освобожденная) входит в стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Специальный стаж дает право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условия, предусмотренных пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением периодов: отпуск без содержания – с 19.07.1976 года по 29.07.1976 года, с 25.08.1976 года по 26.09.1976 года, с 14.10.1983 года по 16.10.1983 года; нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства – с 12.06.1978 года по 27.06.1978 года, с 05.01.1981 года по 05.02.1981 года, с 01.03.1990 года по 24.04.1990 года, 8 дней в январе 1998 года; прочие отвлечения от основной работы – с 29.02.1980 года по 25.03.1980 года, с 20.04.1981 года по 29.05.1981 года, с 22.09.1981 года по 06.10.1981 года, с 09.04.1982 года по 02.06.1982 года.
Отработано в режиме неполной рабочей недели с 01.10.2007 года по 31.10.2007 года, октябрь 2003 года – 12 рабочих дней.
В период с 01.01.2007 года по 28.05.2007 года не подтверждается специальный стаж в особых условиях, предусмотренных пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Изложенное подтверждается записями в трудовой книжке истца.
Однако после подачи заявления и предоставления всех необходимых документов в Управление пенсионного фонда ... района г.Уфы истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, мотивируя тем, что Чернов В.А. работал с 02.01.1984г. по 31.12.1989г. в качестве сменного инженера в цехе текущего ремонта участка главного механик (ОГМ). Чернов В.А. работал мастером по ремонту летательных аппаратов в цехе Номер обезличен. Цех текущего ремонта авиационной техники в этот период занимался ремонтом самолетов АН-2, АН-24, ТУ-134, ТУ-154 вертолетов МИ-4, Ка-26, МИ-8, о чем сделана запись в трудовой книжке. С 20.12.1991г. по 02.02.1994г. Чернов В.А. работал в должности мастера участка ремонта авиационной техники и эксплуатации оборудования, цех Номер обезличен, никакого отношения к обеспечению производства не имел. С 03.02.1992г по 31.07.1994г работал начальником смены участка ремонта. С 01.08.1994Г. по 28.05.2007года работал мастером текущего ремонта авиационной техники.
Фактически цех текущего ремонта до ликвидации предприятия с 20.12.1991г. по 28.05.2007г. всегда занимался ремонтом авиационной техники и никакого отношения к ОГМ и подготовки производства не имел. За этот период цех менял свой номер несколько раз. Сначала был Номер обезличен, потом Номер обезличен и Номер обезличен, но на работе выполняемые цехом перемены номера никак не отражались. В списках инженерно-технического состава авиации, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 04.09.1991г. № 459 указаны следующие должности:
1)Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2) Мастера всех категорий
3) Инженеры всех наименований
4) Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по ттехническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Согласно п. 21 разъяснений Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 при рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чернова В.А. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение к трудовой пенсии по старости в соответствии с пп 15 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г." незаконно исключенные Управлением песнсионного фонда РФ в ... районе г.Уфы следующие периоды работы в ...
-с 02.01.1984г по 31.12.1989г. сменный мастер цеха Номер обезличен АТБ;
-с 20.12.1991 г по 02.02.1992г. мастер участка ремонта авиационной техники и эксплуатации оборудования в цехе Номер обезличен АТБ;
-с 03.02.1992г по 31.07.1994г начальниук смены участка ремонта авиационной техники цеха Номер обезличен АТБ;
-с 01.08.1994г. по 28.05.2007г. мастер участка текущего ремонта авиационной техники.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в ... районе г. Уфы РБ об отказе в установлении пенсии Номер обезличен от 28 апреля 2010 года.
Признать право Чернова В.А. на назначение досрочной пенсии по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в ... районе г.Уфы РБ, то есть с 15 апреля 2010 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Федеральный судья Т.Р.Тимская
Не вступило в законную силу