Дело № 2-5474/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе :
председательствующего судьи Шакирова А.С.
при секретаре Морозовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Н.А., Богопольского А.Г. к Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить Договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Захарова Н.А., Богопольский А.Г. обратились в суд с указанным иском прося обязать Администрацию ГО г.Уфа заключить с Захаровой Н.А., Богопольским А.Г. Договор купли-продажи земельного участка, площадью 2856 +/- 19 кв.м под кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: ... по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ, в следующих долях:
С Захаровой Н.А. – договор купли-продажи на 1878/2856 долей в праве собственности на земельный участок;
С Богопольским А.Г. – договор купли-продажи на 978/2856 долей в праве собственности на земельный участок.
В обоснование иска указали на то, что являются собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ..., на основании Решения Кировского районного суда Номер обезличен от 21 октября 2008г., от 12 ноября 2008г., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии Номер обезличен от 15 сентября 2009г., серии Номер обезличен от 15 сентября 2009г.
Захарова Н.А., Богопольский А.Г. обратились в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, за плату.
09.06.2010 г. от МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа был получен ответ исх.Номер обезличен, о том, что данный земельный участок располагается на территории городских лесов г. Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. В настоящее время в стадии согласования находится проект распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ. До утверждения материалов лесоустройства решение вопроса о передаче в собственность не представляется возможным.
Указанный отказ, по мнению Истцов, является незаконным. Истцы просят обязать Администрацию ГО г.Уфа заключить Договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер Номер обезличен.
Истцы Захарова Н.А., Богопольский А.Г. извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Учитывая участие в деле их представителя суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истцов.
Романова К.В. являющаяся представителем Захаровой Н.А., Богопольского А.Г. ( доверенности от 10.07.2010 г.) в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Принимая во внимание неявку представителя ответчика в судебное заседание, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании решений Кировского районного суда Номер обезличен от 21 октября 2008г., от 12 ноября 2008г., истцы приобрели право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .... соответственно Зазарова Н.А. на кв.Номер обезличен, Богопольский А.Г. на кв.Номер обезличен указанного дома, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии Номер обезличен от 15 сентября 2009г., серии Номер обезличен от 15 сентября 2009г.
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 ст.2 указанного Закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
В соответствии с ч.2 ст.25.6. Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05 января 2004г. №59-з, до 01 января 2012 года лица, не указанные в ч.1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе – семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как следует из ответа МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа от 09.06.2010г., данный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ.
В соответствии со ст.25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан – городе Уфе: занятые городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций (предприятий), древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.
Материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий Истцам на праве собственности жилой дом, испрашиваемый земельный участок не может находиться на территории городских лесов следовательно, в данном случае не может применяться ст. 25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ».
В соответствии с абз.3 ч.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отсутствие Распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ не может являться основанием отказа в приватизации земельного участка, поскольку в силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Нахождение земельного участка на территории городских лесов и отнесение его в соответствии с градостроительным регламентом к рекреационной зоне не является основанием для отказа в приватизации, поскольку законом не предусмотрены данные обстоятельства как основание для отказа в приватизации и ст.85 Земельного кодекса РФ таких запретов не содержит.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998г. №25-П, Определение от 12 мая 2005г. №187-О).
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, с учетом баланса публичных и частных интересов, подготовить и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом земельном участке здания, строения, сооружения.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, отказ МУ «Земельного агентства» ГО г. Уфа от 09.06.2010г. является формальным, не основанным на законе.
Кроме того, имеется Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №762-р от 23 августа 2005г., пунктом 2 которого установлено, что земли, согласно Приложению №2 переводятся из категории земель «Земли лесного фонда» в категорию земель «Земли поселений» и включаются в состав земель территориальных зон муниципального образования город Уфа.
Пунктом 3 вышеуказанного Распоряжения Правительства РБ поручено Администрации г.Уфы и Агентству лесного хозяйства по РБ в срок до 01 октября 2005г. обеспечить прием-передачу указанных земель.
В материалы дела представлен также Акт приема-передачи лесов Агентства лесного хозяйства по Республике Башкортостан, расположенных в административных границах городской черты г.Уфы, с исключением из состава земель лесного фонда от 18 ноября 2005г., согласно которому ... лесхоз Агентства лесного хозяйства по РБ в лице директора лесхоза, С.Р.Х., сдал, а Администрация г.Уфы в лице первого заместителя главы Администрации г.Уфы, Ф.В.В., приняла земли лесного фонда общей площадью 8058 Га.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Таким образом, судом установлено, что Истцы имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации данного права суду не представлено, судом не добыто.
Таким образом, суд полагает требования иска об обязании Администрации ГО г.Уфы заключить Договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер Номер обезличен обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Захаровой Н.А. и Богопольского А.Г. удовлетворить.
Обязать Администрацию Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с Захаровой Н.А., Богопольским А.Г. Договор купли-продажи земельного участка, площадью 2856 +/- 19 кв.м под кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: ... по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ, в следующих долях:
С Захаровой Н.А. – договор купли-продажи на 1878/2856 долей в праве собственности на земельный участок;
С Богопольским А.Г. – договор купли-продажи на 978/2856 долей в праве собственности на земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы РБ.
Судья: Шакиров А.С.
Решение не вступило в законную силу
Судья: Шакиров А.С.