Дело №2-2273/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2010 года Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Давлетшина Р.С.,
при секретаре Фархутдиновой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурлыгаяновой З.И. к Администрации Городского округа г. Уфа о понуждении к заключению Договора купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Нурлыгаянова З.И. обратилась с иском к Администрации ГО г.Уфа о понуждении к заключению Договора купли-продажи земельного участка. В обоснование иска указала на то, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, на основании Решения Кировского районного суда №б/н от 24 декабря 2009г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии № от 10 февраля 2010года.
Нурлыгаянова З.И. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка ей в собственность за плату.
24.03.2010г. от Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО г.Уфа был получен ответ, в котором указано, что данный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. В настоящее время в стадии согласования находится проект распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ. До утверждения материалов лесоустройства решение вопроса о передаче в собственность не представляется возможным.
Указанный отказ, по мнению истца, является незаконным. Истец просит понудить Администрацию ГО г.Уфа заключить Договор купли-продажи земельного участка., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Определением суда от 29 апреля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство земельный и имущественных отношений РБ.
Определением суда от 25 мая 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Представитель истца по доверенности Романова К.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель Правительства РБ по доверенности Гильманова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что полномочиями по распоряжению землями городских лесов обладает Правительство Республики Башкортостан.
Представители Администрации городского округа город Уфа РБ и Министерства земельных и имущественных отношений РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей явившихся сторон, суд приходит к следующему.
На основании Решения Кировского районного суда №б/н от 24 декабря 2009г. и Свидетельства о государственной регистрации права собственности серии № от 10 февраля 2010года. Истец приобрел право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 ст.2 указанного Закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
В соответствии с ч.2 ст.25.6. Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05 января 2004г. №59-з, до 01 января 2012 года лица, не указанные в ч.1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе – семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО г.Уфа от 24.03.2010г., данный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. В настоящее время в стадии согласования находится проект распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ. До утверждения материалов лесоустройства решение вопроса о передаче в собственность не представляется возможным.
В соответствии со ст.25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан – городе Уфе: занятые городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций (предприятий), древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.
Материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий Истцу на праве собственности жилой дом, следовательно, в данном случае не может применяться ст. 25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ».
В соответствии с абз.3 ч.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отсутствие Распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ не может являться основанием отказа в приватизации земельного участка, поскольку в силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Нахождение земельного участка на территории городских лесов и отнесение его в соответствии с градостроительным регламентом к рекреационной зоне не является основанием для отказа в приватизации, поскольку законом не предусмотрены данные обстоятельства как основание для отказа в приватизации и ст.85 Земельного кодекса РФ таких запретов не содержит.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998г. №25-П, Определение от 12 мая 2005г. №187-О).
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, с учетом баланса публичных и частных интересов, подготовить и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом земельном участке здания, строения, сооружения.
Таким образом, отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО г.Уфа от 24.03.2010г. является формальным, не основанным на законе.
Кроме того, имеется Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №762-р от 23 августа 2005г., пунктом 2 которого установлено, что земли, согласно Приложению №2 переводятся из категории земель «Земли лесного фонда» в категорию земель «Земли поселений» и включаются в состав земель территориальных зон муниципального образования город Уфа.
Пунктом 3 вышеуказанного Распоряжения Правительства РБ поручено Администрации г.Уфы и Агентству лесного хозяйства по РБ в срок до 01 октября 2005г. обеспечить прием-передачу указанных земель.
В материалы дела представлен также Акт приема-передачи лесов Агентства лесного хозяйства по Республике Башкортостан, расположенных в административных границах городской черты г.Уфы, с исключением из состава земель лесного фонда от 18 ноября 2005г., согласно которому <адрес> лесхоз Агентства лесного хозяйства по РБ в лице директора лесхоза, С.Р.Х., сдал, а Администрация г.Уфы в лице первого заместителя главы Администрации г.Уфы, Ф.В.В., приняла земли лесного фонда общей площадью 8058 Га.
Как следует из представленного суду заключения Главного управления архитектуры и градостроительства г.Уфы от 24.08.1999г. № жилой дом истца находится на территории Уфимского лесничества <адрес> лесхоза, на землях гослесфонда.
Ответчиком и третьим лицом не представлено суду доказательств, опровергающих факт передачи земель <адрес> лесхоза, в том числе, земельного участка, на котором находится принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом, в распоряжение Администрации ГО г.Уфа.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Таким образом, судом установлено, что Истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено домовладение.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации данного права суду не представлено, судом не добыто.
Таким образом, суд полагает требования иска о понуждении Администрации ГО г.Уфы заключить Договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нурлыгаяновой З.И. удовлетворить.
Понудить Администрацию ГО г.Уфа заключить с Нурлыгаяновой З.И. Договор купли-продажи земельного участка, площадью 2347 +/- 17 кв.м под кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы РБ.
Судья Р.С. Давлетшин
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.