2-4307/2010, Алчинов В.А. к Министерству, МУП УЖХ о компансации морального вреда и защите чести и достоинства



Дело № 2-4307/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 г. г. Уфа

Кировский районный суд под председательством судьи Капустина В.И.,

при секретаре Мустаевой А.Р.,

с участием истца Алчинова В.А.,

представителя Министерству труда и социальной защиты населения – Алексеевой Е.А., по доверенности № от 12.08.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алчинова В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения, Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства г. Уфы (МУП УЖХ г. Уфы) о компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства,

УСТАНОВИЛ:

Алчинов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения, МУП Управление жилищного хозяйства г. Уфы о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, указывая, что с 01 января 2005 г. его лишили льгот по оплате за коммунальные услуги, электроэнергию, телефонную связь, бесплатного проезда на транспорте, кроме такси, бесплатного медицинского обслуживания и приобретение лекарств, тем самым нарушили его права инвалида III группы, приравненного к инвалиду Отечественной Войны.

В судебном заседание Алчинов В.А. свои исковые требования поддержал, указывая, что поводом для обращении его в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения, МУП УЖХ г. Уфы о компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства, послужило то, что, как федеральные власти, так и региональные, злоупотребляя его правами и законными интересами с него незаконно взыскивают полную стоимость за жилищно-коммунальные услуги, оплату за электроэнергию и телефонную связь. Он считает, что его незаконно лишили с 01 января 2005 г. льгот установленных Союзам Советских Социалистических Республик, в связи с чем, у него накапливается, не по его вине, задолженность за вышеуказанные услуги, тем самым нарушаются его права, как инвалида III группы, приравненного к инвалиду Отечественной войны.

Также Алчинов В.А. указал, что должностные лица не рассматривают его заявления ограничиваясь отписками, тем самым нарушают его права.

В ходе судебного заседания Алчинов В.А. свои исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил и просил суд обязать ответчиков предоставлять ему 50 % оплату за коммунальные услуги, услуги связи, электроэнергию и бесплатный проезд на общественном транспорте и бесплатное медицинское обслуживание по всем видам медицинских услуг, так как на него Федеральный закон № 122 не распространяется.

В подтверждение своих доводов привел расчеты, где указал, что сумма задолженности пред ним:

За коммунальные услуги за 2005 г. составляет 3731, 41 руб.

За коммунальные услуги за 2006 г. эта сумма составляет 4839,37 руб.

Затем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, Алчинов В.А. 28.09.2010 г. исковые требования изменил, указывая, что МУП УЖХ г. Уфы начисляет ему ежемесячно с учетом перерасчета сумму в размере 2252 руб., однако с января 2009 г. ежемесячный размер за коммунальные услуги с учетом льгот и перерасчета составляет 1942 руб. Но ему присылают квитанцию на сумму 305 руб. больше (2252 руб. – 1942 руб.). В связи с чем, с января 2009 г. общая сумма ущерба составляет 6405 руб., которая с учетом индексации подлежит перерасчету, в свою очередь МУП УЖХ присылают ему задолженность на 17183 руб., что по его мнению, является незаконным и просит суд исключить указанный выше долг.

В связи с этим просит суд:

1. Обязать МУП УЖХ с 01.01.2005 г. произвести перерасчет коммунальных услуг в размере 50 % с учетом членов семьи (начали возмещать с 01.01.2007 г.).

2. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ разобраться по представляемым льготам Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда РБ .

3. Обязать МУП УЖХ г. Уфы вернуть излишне оплаченную сумму за 2005 и 2006 г. в сумме 8630,78 руб.

4. Просит взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения, не выплаченную денежную сумму с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. в размере 1 631 руб. предполагаемая выплате по Постановлению Правительства РБ № 272 от 31.12.04 г.

5. Также МУП УЖХ г. Уфы его незаконно лишили пользованием телевизионной антенной, просит признать данные действия незаконными.

6. С 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. он ответчиком МУП УЖХ г. Уфы незаконно был лишен права льгот в размере 50 % на членов семьи.

7. Просит взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения РБ с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. недоплаченную денежную сумму в размере 78000 руб.

8. Просит обязать Министерство труда и социальной защиты населения восстановить его право на бесплатный проезд на общественном транспорте, который был 2005 г.

9. Просит обязать министерство восстановить его право на льготу в размере 50 % на уплату электроэнергии.

10. Просит обязать министерство восстановить его право на медицинское обслуживание.

11. Просит обязать министерство восстановить 50 % льгот за телефон.

12. Просит обязать ответчиков Министерство труда и социальной защиты населения, МУП УЖХ г. Уфы представить ему расчеты с указанием, где и когда он получил денежные суммы по коммунальным услугам.

В судебном заседании истец Алчинов В.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения – Алексеева Е.А. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика МУП УЖХ г. Уфы в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии данного ответчика.

Согласно представленным ответчиками возражениям на иск, следует, что они с исковыми требованиями Алчинова В.А., в частности с уточненными не согласны по следующим основаниям.

С первым требованием ответчик МУП УЖХ г. Уфы не согласилось, указывая, что после вступления в действие Определения Конституционного суда РФ с 01 января 2007 г. мера социальной поддержки предоставлялась Алчинову В.А. и членам его семьи в полном объеме согласно действующего законодательства.

Со вторым требованием Алчинова В.А. Министерство труда и социальной защиты населения не согласилось, указывая, что в списках он был, меры социальной поддержки ему предоставлялись согласно действующего законодательства, его письма рассматривались, на них давались ответы, нарушений со стороны работников Министерства труда РБ не выявлено.

С третьим требованием МУП УЖХ г. Уфы также не согласилось, указывая, что определение Конституционного суда РФ от 07.12.2006 г. начало исполняться с июня 2007 г. и все выплаты Алчинову В.А. были выплачены.

С четвертым требованием Министерство труда и социальной защиты населения также не согласилось, указывая, что льготы социальной поддержки выплачивались путем перечисления денежных средств поступаемых из федерального бюджета, непосредственно поставщикам этих услуг на основании представленных списков. В свою очередь поставщики услуг выставляли счета в ЕРКЦ для оплаты коммунальных услуг уже с учетом перечисленных денежных средств из территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения. Также ответчик считает, что денежная сумма Алчиновым В.А. взята не обоснованно, поскольку с 01.01.2009 г. меры социальной поддержки стали выделяться в денежной форме, и Алчинов стал получать ежемесячно с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. ежемесячно по 1631,20 руб. С 01.01.2010 г. по 31.03.2010 г. в размере 2954 руб. С 01.04.2010 г. в размере 1942,51 руб., которую он получает по настоящее время.

В эту же сумму наряду с компенсацией за коммунальные услуги и по оплате жилья входит и компенсация за электроэнергию. Эта денежная сумма рассчитывается согласно индексов и формул, указанных в постановлении Правительства РБ от 29.12.2008 г. № 466.

С пятым требованием ответчик МУП УЖХ г. Уфы не согласилось, указывая, что с 01.01.2005 г. в Федеральном Законе «О ветеранах ВОВ» в ст. 14 такая мера социальной поддержки не установлена, следовательно, она не может быть исполнена и денежные средства на данную социальную поддержку из федерального бюджета не поступает.

С шестым исковым требованием МУП УЖХ г. Уфы не согласилось, по тем основаниям, что после вступления в законную силу определения Конституционного суда РФ МУП УЖХ г. Уфы, согласно поступлений соответствующих распоряжений из вышестоящих органов в июне 2007 г., был произведен перерасчет и в последующем с Алчинова В.А. коммунальные услуги уже взимаются с учетом членов его семьи.

По седьмому пункту исковых требований Министерству труда и социальной защиты населения РБ иск Алчинова В.А. не признало, указывая, что эта денежная сумма была выплачена не в натуральной форме, а была включена в ежемесячную денежную компенсацию, которая выплачивалась с 01.01.2009 г.

По восьмому исковому требованию Алчинова В.А. министерство иск не признало, указывая, что эта мера социальной поддержки в законе о ветеранах ВОВ в ст. 14 не предусмотрена, в связи с чем, не может быть представлена Алчинову. Кроме того, Министерство труда и социальной защиты населения не наделено таким правом, как предоставление услуг ветеранам ВОВ.

С девятым требованием Алчинова В.А. Министерство труда и социальной защиты населения РБ не согласилось указывая, что эта мера социальной поддержки предоставляется и предоставлялась Алчинову В.А. в виде перечисления денежных средств непосредственно поставщикам услуг до 2009 г., а с 01.01.2009 г. в виде денежной компенсации.

С десятым требованием Министерство труда и социальной защиты населения не согласилось указывая, что эти требования в обязанность министерства не входит, а решаются в ином порядке предусмотренным федеральным законодательством.

С одиннадцатым требованием Министерство труда и социальной защиты населения, также не согласилась, указывая, что согласно ст. 14 закона «О ветеранах ВОВ» эта льгота не предусмотрена и денежные средства из федерального бюджета не перечисляются. Действительно до 2005 г. данная услуга предоставлялась, после введение в действия Постановления Правительства РФ № 122 и закона «О ветеранах ВОВ» эта мера социальной поддержки была исключена.

Ответчики Министерство труда и социальной защиты населения, МУП УЖХ г. Уфы исковые требования Алчинова В.А. по двенадцатому его требованию не признали, указывая, что все расчеты ими были представлены Алчинову в полном объеме и тот имел право ознакомится с ними непосредственно, как в ЕРКЦ, так и в других государственных учреждениях в дни приема и это его право ими не ограничено.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы, представленные доказательства и оценив их в совокупности, считает, что исковые требования Алчинова В.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседание ЕРКЦ филиал МУП УЖХ г. Уфы производит расчет и начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с действующим российским законодательством, законодательством Республики Башкортостан, а также на основании информации представленной Управлением труда социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Алчинов В.А., как инвалид III группы вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, а также члены его семьи, проживающие совместно с ним, до 31.12.2004 г. пользовались мерами социальной поддержки, установленными Законом Республики Башкортостан № ВС-25/38 от 13.10.1994 г. «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» в виде 50-процентной скидки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с положениями Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица отнесены к «федеральным льготникам» и меры социальной поддержки им устанавливаются Федеральным законом «О ветеранах».

На основании изменений, внесенных Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. в Федеральный закон «О ветеранах» такая мера социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений сохранена как для «федерального льготника», так и для членов его семьи, однако, мера социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в виде (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления) установлена только для инвалидов войны и приравненных к ним лиц. Таким образом, судом было установлено, что с 01.01.2005 г. меры социальной поддержки Алчинову В.А. предоставлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В июле 2007 года Алчинов В.А. обратился в МУП УЖХ г. Уфы по поводу перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги по лицевому счету жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с 01.01.2005 г.

Ответчиком МУП УЖХ г. Уфы на основании письма Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 18.05.2007 г. № 09-871 и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 г. № 524-О был произведен перерасчет платы по услугам «холодная вода», «отопление», «вывоз мусора», «газ» за период с 01.01.2007 г. по 31.05.2007 г. на сумму 2 314,15 руб., о чем Алчинову В.А. был дан ответ № от 14.08.2007 г.

Согласно расчетам, представленным МУП УЖХ г. Уфы, сумма льгот начисленных и предоставленных Алчинову В.А. и членам его семьи в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. составляла 3 164,95 руб., в том числе по жилищным услугам 1 937,56 руб., коммунальным услугам 1 227,39 руб. В период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. сумма предоставленных льгот составляла 4 423,62 руб., в том числе по жилищным услугам – 2 999,76 руб., коммунальным услугам – 1 423,86 руб. В период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. сумма предоставленных льгот составляла 10 729,9 руб., в том числе по жилищным услугам 3 804,53 руб., коммунальным услугам – 6 925,37 руб. В период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. сумма предоставленных льгот составляла 11 675,38 руб., в том числе по жилищным услугам – 4 319,26 руб., коммунальным услугам – 7 356,12 руб.

Указанные расчеты соответствуют расчетам, представленным Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Суд считает, что с 01.01.2007 г. по 01.01.2009 г. начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги производилось с учетом мер социальной поддержки приходящихся на Алчинова В.А. и членов его семьи на основании действующего законодательства в размере 50 %

Судом также установлено, что льгота по услуге «обслуживание телеантенны» была отменена Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан № 69-з от 24.11.2008 г., с 01.01.2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем льготным категориям предоставляются в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Также судом было установлено, что с 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе и по оплате электроэнергии) предоставлялись в натуральной форме, путем возмещения выпадающих доходов поставщикам услуг, предоставляющим меры социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 № 272).

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе и по оплате электроэнергии) всем льготным категориям с 01.01.2009 г. предоставляются в денежной форме в виде выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Алчинов В.А. просит взыскать с министерства невыплаченную денежную сумму ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 631 руб. 20 коп. (ежемесячно) взамен натуральных льгот за период с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 № 272.

Однако, суд не может согласиться с данным требованием.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно представленных суду сведений из Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Советскому району г. Уфы, Алчинов В.А. действительно является военнослужащим, имеющим III группу инвалидности, полученную при исполнении служебных обязанностей, приравнен по мерам социальной поддержки к инвалидам войны и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по данной категории.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (ред. от 29.12.2004) инвалидам войны меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг были сохранены в натуральной форме, а именно:

- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 524-0 установлено, что члены семей, проживающие совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, имеют право на 50-процентную скидку в оплате коммунальных услуг в пределах нормативов потребления при условии, что право на указанные меры социальной поддержки возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209) и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

На основании ст. 23.2 Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержи по оплате жилищно-коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления инвалидам войны мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг был определен Положением о порядке предоставления ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 № 272, но в настоящее время данное Положение утратило силу.

Согласно названному Положению ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, поставщики услуг в соответствии с заключенными договорами представляли в управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан для сверки списки ветеранов (в том числе на магнитных носителях), пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан проверяли представленные списки и возвращали поставщикам услуг для уточнения.

Поставщики услуг и управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляли акты сверок, подтверждающие сумму предоставленных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, раздельно по каждому закону.

На основании актов сверок поставщики услуг представляли в управления (отделы) труда и социальной зашиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан уточненные списки ветеранов и заявки-отчеты о произведенных расходах по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в разрезе категорий ветеранов раздельно по каждому Закону.

Возмещение выпадающих доходов поставщикам услуг, предоставляющим меры социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, производилось ежемесячно управлениями (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан согласно представленным ими заявкам-отчетам и спискам ветеранов раздельно по каждому закону.

Ответственность за произведенные расчеты по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возлагалась на поставщиков услуг.

Ответственность за сверку списков ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возлагалась на управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан.

Также, на основании Положения, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем категориям ветеранов предоставлялись поставщиками услуг, осуществляющими сбор платежей за жилье и коммунальные услуги, по месту жительства (постоянной регистрации) ветеранов, начиная с месяца их обращения, при представлении ими необходимых документов.

Алчинову В.А. в соответствии с действующими в тот период законами с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. натуральная льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемая поставщиками услуг, составила:

За 2005 год в сумме 3264,55 руб., в том числе:

жилищные услуги – 1937,56 руб. (за 12 мес.);

отопление – 650,16 руб. (за 12 мес.);

холодная вода – 288,96 руб. (за 12 мес.);

газ – 288,27 руб. (за 12 мес.);

эл. энергия – 99,60 руб. (за 4 кв.).

За 1,2,3 квартал списки на возмещение льгот по оплате электроэнергии ООО «ЭСКБ» на Алчинова В.А. в Управление не предоставлялись.

За 2006 год в сумме 4894,02 руб., в том числе:

жилищные услуги – 2999,76 руб. (за 12 мес.);

отопление – 692,82 руб. (за 12 мес.);

холодная вода – 361,44 руб. (за 12 мес.);

газ – 369,60 руб. (за 12 мес.);

эл. энергия – 470,40 руб. (за 12 мес.).

За 2007 год в сумме 11262, 70 руб., в том числе:

жилищные услуги – 3804,53 руб. (за 12 мес.);

отопление – 2723,28 руб. (за 12 мес.);

холодная вода – 2077, 49 руб. (за 12 мес.);

газ – 2124,60 руб. (за 12 мес.);

эл. энергия – 532,80 руб. (за 12 мес.).

За 2008 год в сумме 12280,18 руб., в том числе:

жилищные услуги – 4319,26 руб. (за 12 мес.);

отопление – 3239,64 руб. (за 12 мес.);

холодная вода – 2058,74 руб. (за 12 мес.);

газ – 2057,74 руб. (за 12 мес.);

эл. энергия – 604,80 руб. (за 12 мес.).

Из выше приведенных данных следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. Алчинову В.А. предоставлялись в натуральной форме и, следовательно его требования о выплате с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг взамен натуральных льгот в размере 1631,20 руб. (ежемесячно) являются необоснованными.

При рассмотрении требования Алчинова В.А. о взыскании с министерства недоплаченную сумму ежемесячной компенсации, расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг взамен натуральных льгот за период с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. в размере 78 000 руб. суд также считает данные требования необоснованными по основаниям изложенным выше.

Рассматривая требования истца о восстановление его права на бесплатный проезд на общественном транспорте, которым он пользовался до 01 января 2005 г. суд отмечает следующее, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица отнесены к Федеральным льготникам и меры социальной поддержки им устанавливаются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (с изм. внес. ФЗ от 22.04.2008 № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ) мера социальной поддержки по предоставлению права на бесплатный проезд на общественном транспорте, не установлена, кроме того, ответчик не наделен таким правом, так как данный вопрос решается на уровне федерального закона.

При решении вопроса об по обязыванию Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан восстановить права Алчинова В.А. на льготу в размере 50 % по оплате электроэнергии, суд считает необходимым отметить, что данный вопрос уже рассматривался выше, и указывалось, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам войны предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 14 указанного закона инвалиды войны имеют права на льготу:

- в оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

- в оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

До 01 января 2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг предоставлялись в натуральной форме, в том числе и льгота по оплате в размере 50 % электроэнергии, что также подтверждается доказательствами представленными ответчиками.

В соответствии с п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23.02.2007 г. № Пр-294 по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации от 19.01.2007 г. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено совершенствовать систему социальной поддержки при оплате жилищных и коммунальных услуг, завершив переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в денежной форме к 01 января 2009 г.

Во исполнение данного поручения Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан были приняты Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» и постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 г. № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», которые прошли согласование со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с Прокуратурой Республики Башкортостан.

Федеральным законодательством субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в определении формы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» от 24 ноября 2008 г. № 69-з, как уже было отмечено выше с января 2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем льготным категориям предоставляются в денежной форме в виде выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно статье 4 вышеуказанного Закона порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 4 Положения размер ЕДК определяется в процентом отношении, предусмотренном законодательными актами, указанными в пункте 2 Положения, к республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленным Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год:

50 % - для граждан, относящихся к категориям, указанным в подпунктах 2.1-2.4 пункта 2 Положения (оплата жилого помещения и коммунальных услуг);

0.2 - для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения;

0.8 - для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг.

Коэффициенты на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, применяемые для исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, подлежат корректировке в соответствии с индексами, уточняющими стоимость жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Башкортостан, приведенными в приложении к Положению.

На основании пункта 5 Положения расчет размера ежемесячной денежной компенсации для инвалидов войны осуществляется с учетом совместно проживающих с ними членов семьи, на которых производится начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно пункту 6 Положения при расчете размера ежемесячной денежной компенсации гражданину применяется величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая:

средним условиям проживания граждан в муниципальном образовании, на территории которого гражданину осуществляется начисление расходов по оплате жилья и коммунальных услуг;

типу дома, в котором гражданин проживает (жилому дому индивидуального жилищного фонда или многоквартирному дому).

На основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 ноября 2008 г. № 391 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2008 года № 79 «О республиканских стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год» величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов в г. Уфе установлен в размере 686,93 руб.

Размер ежемесячной денежной компенсации ежегодно с января месяца индексируется в соответствии с утвержденными в установленном порядке коэффициентами роста размеров оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований республики.

Предельные индексы изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, используемые для индексации размеров ЕДК, по городскому округу город Уфа Республики Башкортостан на 2009 год составляют соответственно 114,0% рост оплаты жилого помещения и 132,3% рост оплаты коммунальных услуг (постановление Государственного Комитета Республики Башкортостан по тарифам от 24.10.2008 № 428 и от 13.11.2008 № 490); на 2010 год составляют 105,0 % рост оплаты жилого помещения и 126,0% рост оплаты коммунальных услуг (постановление Комиссии Республики Башкортостан по тарифам от 24.09.2009 № 158 и от 26.11.2009 г № 434).

На основании постановления Комиссии Республики Башкортостан по тарифам от 30.03.2010 г. № 50 предельный максимальный индекс изменения роста платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год установлен в размере 125,0 %.

Алчинов В.А. является военнослужащим, имеющим III группу инвалидности, полученную при исполнении служебных обязанностей, приравнен по мерам социальной поддержки к инвалидам войны и относится к категории граждан, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 Положения.

Следовательно, размер ЕДК рассчитывается по формуле, указанной в подпункте 8.2 пункта 8 Положения с учетом норм, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. № 524:

ЕДК мног. = С мног. х 0.2 х И жил. х К жил. х 0.5 : 18 кв.м х П факт. + С мног. х 0.8 х И ком. х К ком. х 0.5 х Ч,

где согласно пункту 7 Положения:

ЕДК мног. - размер ежемесячной денежной компенсации при проживании в многоквартирных домах;

С мног. - величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов (по каждому муниципальному образованию);

Ч - - число членов семьи получателя ежемесячной денежной компенсации с учетом носителя льгот;

П факт. - фактически занимаемая общая площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - - занимаемая жилая площадь);

И жил. - индекс, корректирующий коэффициент на оплату жилого помещения (по каждому муниципальному образованию);

И ком. - индекс, корректирующий коэффициент на оплату коммунальных услуг (по каждому муниципальному образованию);

К жил. - коэффициент роста размера оплаты граждан за жилое помещение (по каждому муниципальному образованию);

К ком. - коэффициент роста размера оплаты граждан за коммунальные услуги (по каждому муниципальному образованию).

Следовательно, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Алчинову В.А.:

1) с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. назначена в размере 1 631,20 руб.:

ЕДК мног. = С мног. х 0,2 х И жил. х К жил. х 0,5 :18 кв.м. х П факт. + С мног. х 0,8 х И ком. х К ком. х 0,5 х Ч = 686,93 х 0,2 х 1,83 х 1,14 х 0,5:18 х 60,60 + 686,93 х 0,8 х 0,79 х 1,323 х 0,5 х 4 = 1 631,20;

2) с 01.01.2010 г. по 31.03.2010 г. назначена в размере 1954,00 руб.:

ЕДК мног.= С мног. х 0,2 х И жил. х К жил. х 0,5 :18 кв.м. х П факт. + С мног. х 0,8 х И ком. х К ком. х 0,5 х Ч = 686,93 х 0,2 х 1,83 х 1,1970000 х 0,5:18 х 60,60 + 686,93 х 0,8 х 0,79 х 1,6669800 х 0,5 х4 = 1954,00 руб.;

3) с 01.04.2010 г. назначена в размере 1 942,51руб.:

ЕДК мног.= С мног. х 0,2 х И жил. х К жил. х 0,5 :18 кв.м. х П факт. + С мног. х 0,8 х И ком. х К ком. х 0,5 х Ч = 686,93 х 0,2 х 1,83 х 1,1970000 х 0,5:18 х 60,60 + 686,93 х 0,8 х 0,79 х 1,6537500 x 0,5 х 4 = 1942,51 руб.

Кроме того, принятым постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 г. № 466 предусмотрены гарантии сохранения достигнутого уровня социальной поддержки для федеральных льготников (в том числе для инвалидов войны), воспользовавшихся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2008 года.

Так, размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный для инвалидов войны не может быть ниже денежного эквивалента натуральной льготы, полученной ими за ноябрь 2008 года.

Исходя из исследованных судом доказательств размер денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленный Алчинову В.А. как инвалиду войны поставщиками услуг за 2008 год, составил 1008,49 руб., что ниже размера ЕДК, назначенной истцу с 01.01.2009 г.

На основании изложенного, Алчинову В.А. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по оплате электроэнергии до 01 января 2009 г. предоставлялись в натуральной форме, а с 01 января 2009 г. предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании действующего законодательства и в полном объеме.

При таких обстоятельствах, требования Алчинова В.А. о восстановлении его права на 50 % льготу по оплате электроэнергии, которую имел до 01 января 2005 г., не подлежат удовлетворению, так как эти льготы ему предоставляются согласно действующему законодательству.

При рассмотрении требования Алчинова В.А. о восстановлении его права на медицинское обслуживание суд считает, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку данный вопрос в компетенцию министерства не входит.

При рассмотрении вопроса о восстановлении за Алчиновым В.А. льготы по оплате абонентной платы за телефон в размере 50 %, которую он имел до 01.01.2005 г. суд считает, что данное требование не основано на законе. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (с изм. внес. ФЗ от 22.04.2008 г. № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ) мера социальной поддержки по абонентной плате за телефон инвалидам войны не установлена, кроме того, в настоящее время ГТС, которая предоставляет услуги связи является частной компанией и все предоставляемые компанией услуги строятся на договорных отношениях, как с частными лицами, так и с юридическими.

На основании изложенного, утверждение Алчинова В.А. о том, что ему действиями (бездействием) ответчиков причинен моральный вред и в связи с этим требование о компенсации морального вреда в размере 5 млн. рублей и защиты чести и достоинства является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненного из распространением.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальны блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора по каждому делу суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий, и др.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По общим правилам для наступления ответственности по возмещению вреда необходимо доказать следующие факторы:

- факт наступления вреда;

- противоправность поведения причинителя вреда (действие или бездействие);

- причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда;

- вину причинителя вреда.

Поскольку для доказывания вышеназванных условий возникновения обязательства из деликта действующим законодательством не установлены какие-либо особые правила, то в силу действия статьи ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Однако истцом Алчиновым В.А. не представлено доказательств, факта причинения ему физических и нравственных страданий действиями ответчика, то, что указанные действия были совершены с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством, наличие причинно-следственной связи между указанными действиями и наступившим вредом, а также то, что в действиях сотрудников ответчика присутствует вина.

Также не представлен и расчёт размера суммы компенсации морального вреда, что препятствует к определению требований разумности и справедливости размера компенсации, которые установлены ч. 2 ст. 1101 ГК РФ.

Кроме того, судом установлено, что меры социальной поддержки Алчинову В.А., предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» в рамках заявленных исковых требований с 01.01.2005 г. и по настоящее время предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, право Алчинова В.А. на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные законодательством не нарушено и оснований для взыскания с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства г. Уфы компенсации морального вреда в размере 5 млн. рублей не имеется.

Следовательно, требование Алчинова В.А. о взыскании с Министерства труда и социальной защиты населения и Муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства г. Уфы компенсации морального вреда в размере 5 млн. рублей и защиты чести и достоинства является несостоятельным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Кроме того, истцом в нарушении ст. 196 ГК РФ нарушен общий срок исковой давности. Доказательств, подтверждающих обоснованности пропуска срока исковой давности Алчиновым В.А. в ходе судебного разбирательства представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Алчинова В.А. в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, в связи с чем, подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алчинова В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения, Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства г. Уфы о компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства за необоснованностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья В.И. Капустин

Решение суда не вступило в законную силу.