Дело №2-4789/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Давлетшина Р.С.
при секретаре Фархутдиновой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдрахмановой Н.Н. к Администрации ГО г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Абдрахманова Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, указывая в обоснование иска, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 21.05.2003 г.
В 2009 году между ней и Администрацией ГО г. Уфа был заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет до 18.05.2014 г. 02.03.2010 г. она обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа. 24.03.2010 г. был получен ответ от КУМС Администрации ГО г. Уфа, в котором сказано, что данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным.
Считая данный отказ незаконным, истица просила обязать ответчика заключить с ней договор купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 734 кв.м. в порядку выкупа.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был о нем извещен. О причинах неявки не сообщил. Суд, с учетом мнения истицы, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав истицу, суд находит ее исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10 июля 2003 года Абдрахманова Н.Н. является собственником индивидуального жилого дома <адрес>.
Решением КУМС Администрации ГО г. Уфа № от 18.05.2009 г. Абдрахмановой Н.Н. предоставлен земельный участок площадью 734 кв.м по адресу: <адрес> в аренду на 5 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
10.08.2009 г. между КУМС Администрации ГО г. Уфа (Арендодатель) и Абдрахмановой Н.Н. (Арендатор) заключен договор № аренды предоставленного ей земельного участка.
КУМС Администрации ГО г. Уфа на обращение Абдрахмановой Н.Н. о предоставлении в собственность земельного участка письмом № от 24.03.2010 сообщил ей, что удовлетворение ее просьбы не представляется возможным, в связи с тем,. что согласно решению Совета ГО г. Уфа № от 23.04.2009 г. данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 25 октября 2002 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В соответствии с п.2 этого же Федерального закона до 1 января 2012 года лица, не указанные в п.1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой Субъектами Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно абз.1, 2 п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
В силу п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Таким образом, суд считает, что истец имеет право выкупа земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю
подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Однако в нарушение требований ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ представитель ответчиков суду данных о государственной регистрации ограничения прав на землю не представил.
При таких обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абдрахмановой Н.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> РБ подготовить и направить Абдрахмановой Н.Н. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 734 кв.м. с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Р.С. Давлетшин
Решение в законную силу не вступило.