2-5774/2010, Туйгунов М.М. об оспаривании предписания инспектора труда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортотстан в составе:

председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,

при секретаре Шафиковой Э.Р.,

с участием представителя заявителя Тагирова Н.Р. по доверенности № от 15.09.2010 г., представителя Государственной инспекции труда в РБ - Романовой Е.В. по доверенности № от 11.01.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5774/10 по заявлению Туйгунова М.М. об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан,

установил:

Туйгунов М.М. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РБ, в обоснование заявления указав, что на основании акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 07 сентября 2010г. №, выданного Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости генеральному директору ГУП «Б,» РБ Т. М.М. выдано предписание № от 7 сентября 2010 года. Проверкой Государственной инспекции труда в РБ выявлено: заработная плата фармацевта установлена в размере 3 877,08 рублей, районный коэффициент предусмотрен 15%, итого месячная заработная плата составляет 4 459,47 рублей, без учета НДС (13%). С учетом удержания НДС составляет 3 879 рублей, что, по мнению Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Федеральной службы по труду и занятости является нарушением ст. 133 Трудового кодекса РФ. С выданным предписанием в части требований по выплате не ниже минимального размера оплаты труда месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) (пункт 3 Перечня требований) и перерасчету и выплате заработной платы работникам до минимального размера оплаты труда с 01.01.2010г., Туйгунов М.М. не согласен и просит суд предписание № от 7 сентября 2010 года Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан в этой части отменить.

В судебном заседании представитель Туйгунова М.М. по доверенности Тагиров Н.Р. заявление поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить по указанным в заявлении доводам.

Представитель Государственной инспекции труда в РБ Романова Е.В. относительно удовлетворения заявления Туйгунова М.М. возразила.

Выслушав представителя заявителя, представителя Государственной инспекции труда в РБ Романову Е.В., изучив и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 356 Трудового Кодекса РФ федеральная инспекция труда, в соответствии с возложенными на нее задачами, реализует различные основные полномочия, в частности, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статье 357 Трудового Кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Исходя из обстоятельств дела, установленных судом, 07 сентября 2010 года Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан, в лице государственного инспектора труда Х. А.А. В была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ГУП «Б.» по обращению Г. Г.А.

По итогам проверки 07 сентября 2010 года государственным инспектором труда Х. А.А. был составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ГУП «Б.». На основании указанного акта проверки на имя генерального директора ГУП «Б.» Туйгунова М.М. было выдано оспариваемое предписание согласно которому предписано, месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), выплачивать не ниже минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет и выплатить заработную плату работниками до минимального размера оплаты труда с 01.01.2010 г.

Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствие со ст. 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 года размер МРОТ в РФ составляет 4 330 рублей в месяц.

Конституционный суд в своем определении от 25.02.2010 г. № 162-0-0 указал, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2, Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,132,135,146,148,315,316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определение КС РФ от 17.12.2009 г. № 1557-0-0).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, закреплённой в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 года, установление МРОТ регламентировано ст. 133 Трудового Кодекса РФ, которая предусматривает: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Согласно ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу указанного, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже МРОТ, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда, компенсационные выплаты, доплаты, районные коэффициенты и т.п., не могут учитываться при определении размера МРОТ.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание является правомерным, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворения заявления Туйгунова М.М. об оспаривании предписания главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы РБ в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.К. Зайнуллина

Не вступило в законную силу.