2-5242/2010, Абушахманов А.А. к Министерству об отмене приказов, восстановлении на работе



Дело №2-5242/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Зариповой А.Т.,

с участием прокурора Хайруллина Р.Р.,

при участи истца Абушахманова А.А., представителя истца Сафаргалиевой Л.Р., представителей ответчика Министерства лесного хозяйства РБ Розовой М.М., Мурзагильдина Н.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абушахманова А.А. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказов, решения аттестационной комиссии, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Абушахманов А.А. обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказов, решения аттестационной комиссии, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истец указал, что, работая в должности начальника государственного лесного контроля и надзора по ГУ <данные изъяты>, исполняя свои служебные обязанности, он составлял акты по фактам нарушения лесного законодательства, в том числе и на должностных лиц лесничества, допустивших эти нарушения, что не понравилось руководству Минлесхоза РБ. Желая избавиться от него, Минлесхоз РБ за короткое время один за другим стал налагать на него дисциплинарные взыскания. Сначала замечание, потом выговор, потом неполное служебное соответствие и 23.07.2009г. приказом № он был уволен с должности за систематическое нарушение трудовой дисциплины.

Решением Абзелиловского районного суда РБ от 07.10.2009г. он был восстановлен на прежней должности в Минлесхозе РБ.

16.12.2009г. приказом Минлесхоза РБ за № в отношении него назначается служебная проверка. На его просьбы дать возможность ознакомиться с докладными, ему было отказано.

29.01.2010г. вновь на него составляется докладная о том, что он якобы 11,12 и 13 января 2010 г. не выходил на работу, т.е. прогулял.

Минлесхоз РБ 08.02.2010г. издает приказ № о назначении служебной проверки. Прогулы доказать не удается, более того выяснилось, что тот кто составлял, подписывал и направлял докладную в тот же день отправил в Минлесхоз РБ табель учета использования рабочего времени за своей подписью указав, что 11,12 и 13 января он полностью отработал.

03.02.2010г. Минлесхоз РБ вызывает его одного на 05.02.2010г. к 10-00 час. для сдачи аттестации. От сдачи аттестации он отказался, объяснив по телефону незаконность действий Минлесхоза РБ.

10.02.2010г. Минлесхоз РБ издает приказ № о проведении служебной проверки за отказ от аттестации.

После получения его объяснительной, Минлесхоз РБ 15.02.2010г. издает приказ № о проведении аттестации начальников отделов 23.03.2010г.

Обязывая его 23.03.2010г. пройти аттестацию, Минлесхоз РБ нарушил п. 14 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Министерства лесного хозяйства РБ, принятого приказом Минлесхоза РБ № от 11.11.2008г. Согласно указанного пункта не подлежат аттестации гражданские служащие, проработавшие в замещаемой должности гражданской службы менее одного года.

В должности начальника отдела <данные изъяты> в Минлесхозе РБ по <данные изъяты> с момента назначения на эту должность с 01.09.2009г. на день аттестации 23.03.2010г. он проработал всего 10 месяцев, т.е. менее одного года. В календарном исчислении с 01.09.2008г. до 23.03.2010 г. прошло более 1,5 лет.

По мнению истца, пункт 1.4 положения требует не формального нахождения в должности гражданской службы более одного года, а фактическое исполнение гражданским служащим своих обязанностей сроком более одного года.

Так, с 16.02.2009г. по 19.03.2009 г. он находился в очередном отпуске (приказ Минлесхоза РБ № от 10.02.2009г.). Обязанности начальника отдела были возложены на Ш. Т. А.

В течении 2009 года он находился на длительном излечении по болезни:

-с 13.04.2009г. по 12.06.2009г., сроком 2 месяца, листки нетрудоспособности №, №;

-с 15.06.2009г. по 14.07.2009г., сроком 1 месяц, листок нетрудоспособности №;

-с 22.07.2009г. по 08.08.2009г., сроком полмесяца, листок нетрудоспособности №;

-с 20.10.2009 г. по 06.11.2009г., сроком полмесяца, листок нетрудоспособности №;

-с 09.11,2009г. по 22.11.2009г., сроком полмесяца, листок нетрудоспособности №;

-с 28.12.2009г. по 01.01.2010г., сроком 5 дней, листок нетрудоспособности №;

С 01.01.2009г. по 11.01.2009г. и с 01.01.2010г. по 10.01.2010г. установлены общегосударственные выходные дни в количестве 20 дней.

23.07.2009г. Минлесхоз РБ незаконно уволил его с работы и до 08.10.2009г. он находился в вынужденном прогуле до восстановления в должности Абзелиловским районным судом. Вынужденный прогул продолжался 2 месяца 16 дней.

Таким образом, с 01.09.2008г. по 23.03.2010г. по независящим от него причинам он не работал в должности начальника отдела 8 месяцев 27 дней. Весь этот период обязанности начальника отдела государственного лесного контроля и надзора исполнял Ш. Т. А.

По мнению истца, приказ Минлесхоза РБ № от 15.02.2010г. обязывающий его 23.03.2010г. пройти аттестацию, является незаконным и в этой части должен быть отменен.

По приказу Минлесхоза РБ № от 15.02.2010г. утвержден состав аттестационной комиссии в количестве 8 человек под председательством самого министра.

Согласно п.3.3. положения о проведении аттестации заседание и решение аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьей ее членов. Между тем, отсутствие в работе аттестационной комиссии половины членов во главе с председателем и заместителя председателя аттестационной комиссии говорит о неправомочности и незаконности принятого решения.

В аттестационном листе он указал, что с заключением аттестационной комиссии не согласен и приложил свое возражение, указав на свое право обжаловать в суд решение комиссии. Аттестационная комиссия 23.03.2010г. принимая решение, о понижении его в должности превысила свои полномочия, и данное решение противоречит требованиям п. 3.5. Положения о проведении аттестации, утвержденного приказом № от 11.11.2008 г. Минлесхоза РБ.

В период нахождения его в отпуске, 22.04.2010 г. Минлесхоз РБ издал приказ № об итогах аттестации, где пунктом 3 на основании ст. 48 п. 16 ФЗ от 27.07.2004г. № 73 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» понизил его в должности гражданской службы и назначил на должность ведущего специалиста-эксперта отдела государственного лесного контроля и надзора по <данные изъяты>. Перевод на нижеоплачиваемую должность был произведен в период его очередного отпуска и без его согласия.

26.04.2010г. он вышел на работу после отпуска и ему был представлен указанный приказ для ознакомления. В тот же день он подписал приказ об ознакомлении и факсом отправил приказ в Минлесхоз РБ обратно.

05.05.2010г. он получил приказ Минлесхоза РБ № от 30.04.2010г. о расторжении трудового контракта и увольнения его с должности начальника отдела на основании п.п. «б» п. 1 ч, 1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе» и п.3.ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец просит суд его требования удовлетворить:

-отменить приказ № от 15.02.2010г. в части обязывающей его пройти аттестацию 23.03.2010г., и отменить решение аттестационной комиссии от 23.03.2010г. принятое в отношении него;

- отменить приказ № от 22.04.2010г. о переводе его на должность ведущего специалиста - эксперта отдела лесного контроля и надзора по Абзелиловскому <данные изъяты>

-отменить приказ № от 30.04.2010г. о расторжении служебного контракта и увольнения его с должности начальника отдела с 05.05.2010г.

-восстановить в должности начальника отдела государственного лесного контроля и надзора по <данные изъяты>, обязав Минлесхоз РБ возобновить служебный контракт.

-взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 153559,09 руб. и судебные издержки,

-взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

В судебном заседании истец Абушахманов А.А. и его представитель Сафаргалиева Л.Р., действующая по доверенности от 24.05.2010г., исковые требования поддержали, в их обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика Министерства лесного хозяйства РБ Розова М.М., Мурзагильдин Н.Т., действующие по доверенностям от 25.12.2009г., 11.01.2010г., исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, прокурора, полагавшего иск Абушахманова А.А. подлежащим частичному удовлетворению, приходит к следующему:

Установлено, что в соответствии с приказом Минлесхоза РБ от 15.09.2008г. № истец Абушахманов А.А. с 01.09.2008г. переведен в Министерство лесного хозяйства РБ на должность начальника отдела государственного лесного контроля и надзора по <данные изъяты> и с ним был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности Государственной гражданской службы Республики Башкортостан. Контракт был заключен и подписан истцом Абушахмановым А.А. и Министром лесного хозяйства РБ.

Приказом Минлесхоза РБ от 23.07.2009г. № с Абушахмановым А.А. был расторгнут служебный контракт. Основанием расторжения служебного контракта явилось неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание по п.2 ч.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.5 ст.81 ТК РФ. Основанием для издания приказа № явился приказ № от 23.07.2009г. о дисциплинарном взыскании.

Приказом Минлесхоза РБ № от 13.10.2009г. на основании решения Абзелиловского районного суда РБ от 07.10.2009г. Абушахманов А.А. восстановлен с 08.10.2009г. в должности начальника отдела государственного лесного контроля и надзора по <данные изъяты>.

Требования истца об отмене приказа № от 15.02.2010г., в части обязывающего его проходить аттестацию 23.03.2010г., суд находит необоснованными в связи со следующим:

Как установлено в судебном заседании, приказом Минлесхоза РБ № от 15.02.2010г. в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», Указом Президента РФ от 01.02.2005г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», Приказом №123-П от 11.11.2008г. «Об утверждении положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих и о порядке сдачи квалификационного экзамена в Министерстве лесного хозяйства РБ и его территориальных структурных подразделениях», было принято решение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РБ в территориальных отделах и в аппарате министерства.

Этим же приказом была создана комиссия в следующем составе: Председатель комиссии – Н. Р.Б. (министр), зам.председателя – А. Г.С (зам.министра), члены комиссии: Г. Р.Р. (зам. министра), В. В.Ф. – начальник отдела правовой и кадровой работы, А. И.М. (начальник отдела государственного лесного контроля и надзора, К. М.Г. (начальник отдела управления имуществом и т.д.), Н. Р.Р. (начальник отдела защиты леса), Н. М.С. ( главный специалист-эксперт отдела правовой и кадровой работы) - секретарь комиссии.

Как установлено в судебном заседании Абушахманов А.А. приступил к работе в должности начальника отдела государственного лесного контроля и надзора с 01.09.2008 г.

Таким образом, на момент проведения аттестации (23.03.2010г.) Абушахманов А.А. проработал в занимаемой должности более полутора лет.

Ссылка Абушахманова А.А. на листки нетрудоспособности, нахождение в очередном отпуске, время вынужденного прогула до восстановления его в должности, а также общегосударственные праздники, является необоснованной, в связи с тем, что на время этих событий стаж государственной гражданской службы не прерывается. Доказательств обратного истцом в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Общий смысл п.п. «а» п.3 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005г. № 110, согласно которому не подлежат аттестации гражданские служащие, проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года, не означает срока фактического исполнения своих должностных обязанностей.

В соответствии с п.2 Положения об аттестации аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Должностные обязанности начальника отдела государственного лесного контроля и надзора по Абзелиловскому лесничеству установлены должностным регламентом, с которым Абушахманов А.А. ознакомлен 14.10.2008 г. Ссылка истца на то, что находясь в должности начальника отдела по Абзелиловскому лесничества, он не знал свои функциональные обязанности, является необоснованной.

На основании изложенного, приказ Минлесхоза РБ от № от 15.02.2010 г. «О проведении аттестации» суд находит законным.

Требования истца Абушахманова А.А. об отмене принятого в отношении него решения аттестационной комиссии от 23.03.2010г., суд также находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.20 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005г. № 110 по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и
рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условий успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Результатом аттестации, проведенной в отношении Абушахманова А.А., аттестационной комиссией было решение о несоответствии его замещаемой должности, изложенное в аттестационном листе (п.11), которое соответствует п. «г» п.20 Положения об аттестации.

К доводам истца об отсутствии необходимого кворума в работе аттестационной комиссии, суд относится критически.

Согласно п.3.3. Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Министерства лесного хозяйства РБ, утвержденного приказом Минлесхоза РБ от 11.112008г. №, заседание аттестационной комиссии считается правомочным если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Как следует из аттестационного листа государственного гражданского служащего Абушахманова А.А., на заседании аттестационной комиссии присутствовал необходимое количество членов комиссии. Доказательств обратного истцом в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Истец также просит суд отменить приказ Минлесхоза РБ № от 22.04.2010г. о переводе его на должность ведущего специалиста - эксперта отдела лесного контроля и надзора по Абзелиловскому лесничеству. В качестве обоснования данного требования истец указывает на то, что во время вынесения ответчиком данного приказа, он находился в отпуске.

Данное требование истца суд находит подлежащим удовлетворению в связи со следующим:

В соответствии с п. 16 ст.48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №ФЗ-79 от 27.07.2004г. и п.23 Положения об аттестации в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для
замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение
квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Министерством лесного хозяйства РБ в порядке, предусмотренном п.23 Положения, в течение одного месяца после проведения аттестации был издан приказ от 22.04.2010 г. № «Об итогах аттестации», согласно которому начальник отдела государственного лесного контроля и надзора по Абзелиловскому лесничеству Абушахманов А.А. на основании ст.48 п.16 подп.3 Федерального закона от 27.07.2004г. №ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понижен в должности гражданской службы и назначен на должность ведущего специалиста отдела государственного контроля и надзора по <данные изъяты>. Этим же приказом обязанности начальника отдела возложены на Ш. Т.А. с выплатой разницы в должностных окладах.

В силу ст. 72.2. Трудового кодекса РФ и ст.28 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №ФЗ-79 от 27.07.2004г. перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец в момент издания данного приказа находился в отпуске. Данный факт представителя ответчика Минлесхоза РБ в судебном заседании не оспаривался и был подтвержден.

С приказом «Об итогах аттестации» № от 22.04.2010 г. истец был ознакомлен только 26.04.2010г. после выхода его из отпуска.

Учитывая отсутствие письменного согласия истца на перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы, суд находит вышеуказанный приказ незаконным.

После ознакомления Абушахманова А.А. с приказом «Об итогах аттестации» 27.04.2010г. истцу была предложена должность ведущего специалиста-эксперта сектора по <данные изъяты>. Согласие на перевод на указанную должность истцом дано не было.

Приказом Минлесхоза РБ от 30.04.2010 г. № в соответствии с п.п. «б» п.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. №79-ФЗ, п.3 ст.81 ТК РФ служебный контракт с Абушахмановым А.А. расторгнут и он освобожден от замещаемой должности гражданской службы – начальника отдела по <данные изъяты> и уволен с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, с 05.05.2010г. Основанием для издания данного приказа послужили: Федеральной закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.02.2005г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», решение аттестационной комиссии от 23.03.2010г., отсутствие согласия Абушахманова А.А. на перевод на должность ведущего специалиста-эксперта сектора по <данные изъяты>.

Согласно п.п. «б» п.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;…

Учитывая вышеизложенное, оснований для восстановления Абушахманова А.А. на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не имеется.

В связи с незаконностью вынесенного в отношении истца приказа Минлесхоза РБ № от 22.04.2010г. о переводе его на другую должность, требования Абушахманова А.А. о компенсации морального вреда суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

Пункт 16 ст.70 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает, что в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным данным Законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. N 2 суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Исходя из объема и характера нравственных и физических страданий, причиненных действиями работодателя в связи с незаконным увольнением, а также требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика Министерства лесного хозяйства РБ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000руб.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно имеющихся в материалах квитанций от 21.09.2010г., истец понес расходы по оплате услуг представителя в размере 30000руб.

Размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права и присужден в разумных пределах. Поэтому, ориентируясь на средний уровень оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах, суд считает обоснованным взыскание в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 3000руб.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании указанной нормы закона с ответчика в пользу истца подлежат взысканию транспортные расходы в размере 600 руб. Указанные расходы подтверждаются материалами дела, размер их ответчиком не оспаривался.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 8000руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Абушахманова А.А. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказов, решения аттестационной комиссии, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Отменить приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № от 22 апреля 2010 года о переводе Абушахманова А.А. на должность ведущего специалиста-эксперта отдела лесного контроля по <данные изъяты>.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в пользу Абушахманова А.А. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 3000руб., транспортные расходы в размере 600 руб., всего 4600руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Абушахманова А.А. отказать.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в доход государства госпошлину в размере 8000руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.Р. Фархутдинова

Решение в законную силу не вступило.

Судья Г.Р. Фархутдинова