2-5400/2010, Султанаев О.А. к АГО г.Уфа об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственнось



Дело № 2-5400/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Давлетшина Р.С.

при секретаре Фархутдиновой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султанаева О.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Султанаев О.А. обратился в суд с иском Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В соответствии с решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от 13.09.2002г. он является собственником объекта недвижимости (строение нежилое), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия № от 09.06.2007г.

Здание расположено на земельном участке площадью 595 кв.м., имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

03.08.2010г. истец обратился с заявлением в Администрацию городского округа город Уфа РБ с просьбой о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.

На обращение истца получен ответ Муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ № от 27.08.2010г., где истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 23.04.2009г. данный земельный участок частично входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Отказ в предоставлении в собственность земельного участка послужил поводом для обращения в суд с вышеуказанным иском.

Истец Султанаев О.А. и его представитель по доверенности Линник В.В. в судебном заседании отказались от исковых требований в части признания не соответствующем закону отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в указанной части просили производство по делу прекратить. Исковые требования об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Султанаевым О.А. договор купли-продажи спорно земельного участка, истец Султанаев О.А. и его представитель Линник В.В. поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, возражения на иск не представил, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, возражения на иск не представил, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П, Определение от 12 мая 2005 г. N 187-О).

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Согласно пункту 1 статьи 16 указанного закона в решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.

В силу пункта 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.

С учетом вышеуказанных норм законодательства в решении о резервировании должны быть указаны цели резервирования земельных участков на основании документов территориального планирования.

Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что документы территориального планирования должны содержать карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения объектов, обоснование предложений по территориальному планированию и направлениях развития территории, информацию об ограничениях в использовании территории.

Таким образом, основанием для резервирования земельных участков могут являться решения соответствующих органов местного самоуправления, принятые на основе документов территориального планирования, содержащих конкретные направления развития территории и перечень тех земельных участков, которые должны быть ограничены в использовании.

Отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан со ссылкой на резервирование земель является формальным, не основанным на конкретных документах территориального планирования и размещения объектов на территории города Уфы, не подтвержден конкретными документами о резервировании испрашиваемого земельного участка с учетом утвержденных схем территориального развития.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые, она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах суд находит иск Султанаева О.А. подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Султанаева О.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Султанаевым О.А., договор купли-продажи земельного участка площадью 595 кв.м., имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

Производство по делу в части исковых требований Султанаева О.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Р.С. Давлетшин