2-6307/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2010 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Шафранской А.А. к Администрации Кировского района ГО г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Уфы в интересах Шафранской А.А. обратился в суд с иском к Администрации Кировского района ГО г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих исковых требований истец указал следующее.
Прокуратурой Кировского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что по состоянию на 01.04.2010 в Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит Шафранская А.А., оставшаяся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. Шафранская А.А. не обеспечена жильем по причине того, что жилье не выделяется администрацией городского округа г. Уфа. Шафранская А.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.09.2008. Срок нахождения на учете составляет более одного года.
Данная категория граждан может быть обеспечена жильем путем финансирования из бюджета Республики Башкортостан.
Поэтому истец просил обязать Администрацию ГО г. Уфа обеспечить жильем Шафранскую А.А., нуждающуюся из числа детей-сирот, зарегистрированных на территории Кировского района г. Уфы в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета; обязать Администрацию Кировского района г. Уфы заключить договор социального найма с Шафранской А.А..
Впоследствии истцом были уточнены исковые требования, прокурор Кировского района г. Уфы обратился с иском к Администрации Кировского района ГО г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма и просит обязать Администрацию ГО г. Уфа, Правительство РБ, Министерство Финансов РФ по РБ, Министерство образования РБ обеспечить жильем Шафранскую А.А., нуждающуюся из числа детей-сирот, зарегистрированных на территории Кировского района г. Уфы в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм; обязать Администрацию Кировского района г. Уфы заключить договор социального найма с Шафранской А.А..
В судебном заседании представитель истца Ильясов Б.А., Шафранская А.А. поддержали исковые требования, просили удовлетворить.
Представитель Администрации Кировского района ГО г. Уфа Халикова Ю.С. не возражала против удовлетворения исковых требований в части обязания Правительства РБ обеспечить жильем Шафранскую А.А.
Представитель Министерства Финансов РБ в судебное заседание не явился, в материалы дела были представлены возражения на исковое заявление, в которых ответчик указал следующее.
В статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается определение детей-сирот - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела Шафранская А.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.09.2009, то есть после достижения ею возраста 18 лет и утраты ею статуса дитя-сирота в рамках определения в статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Между тем, и.о. прокурором Кировского района г. Уфы не представлено доказательств того, что на дату рассмотрения дела Шафранская А.А. пребывала в Государственном образовательном учреждении, наступлением которого Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение обязанности по обеспечению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, на дату рассмотрения гражданского дела не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения искового заявления прокурора Кировского района г. Уфы не имеется.
Министерство финансов Республики Башкортостан полагает, что требования и.о. прокурора Кировского района г. Уфы об обеспечении жильем Шафранской А.А. за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм не основано на нормах материального права и фактических обстоятельствах.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам регулируется постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - постановление № 200).
Согласно пункту 3 постановления № 200 финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:
распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;
документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
Оплата жилья, приобретаемого детям - сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Пунктом 6 указанного постановления № 200 предусмотрено, что администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представляют в 1У1инистерство образования Республики Башкортостан:
списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по установленной форме.
Ответственность за своевременное представление заявок на выделение средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставленных детям-сиротам жилых помещений, несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Кроме того, необходимо отметить, что расходы на предоставление жилья детям-сиротам финансируются и из федерального бюджета.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203, установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно приказу Минфина РФ от 08.06.2010 № 55н «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2010 год» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2010 № 17884) Республика Башкортостан предусмотрено 13 055,8 тыс. рублей.
Одновременно, необходимо отметить, что в исковом заявлении прокурора Кировского района г. Уфы в качестве ответчика указано «Министерство финансов РФ по РБ». Между тем, такого органа исполнительной власти Республики Башкортостан как «Министерство финансов РФ по РБ» не существует, поскольку Указом Президента Республики Башкортостан от 17.11.1998 №УП-778 утверждено Положение о Министерстве финансов Республики Башкортостан, пунктом 1.1 которого установлено, что Министерство финансов Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики, составление и исполнение республиканского бюджета, государственный финансовый контроль. Поэтому Министерство Финансов РБ просит в удовлетворении иска прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Шафранской А.А. отказать в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации ГО г. Уфа, Правительства РБ, Министерства образования РБ, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Шафранской А.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, данное право закреплено в ч.2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 3 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательство субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы а рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что по состоянию на 01.04.2010 в Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит Шафранская А.А., оставшаяся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. Шафранская А.А. не обеспечена жильем. Шафранская А.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.09.2008. Срок нахождения на учете составляет более одного года.
Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250-0-П по жалобе Муниципального образования-городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Закона РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, по настоящему иску надлежащим ответчиком является Правительство РБ, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части обязания Правительства РБ обеспечить жильем Шафранскую А.А., иными ответчиками, заявленными в исковом заявлении, права Шафранской А.А. на день рассмотрения настоящего иска, не нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Шафранской А.А. удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан обеспечить жильем Шафранскую А.А., нуждающуюся из числа детей-сирот, зарегистрированных на территории Кировского района г. Уфы в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Федеральный судья Т.Р.Тимская
Не вступило в законную силу