2-6213/2010, Минаев К.Х. к Министерству, Администрации МР о признании бездействий незаконными, обязании предоставить жилищную субсидию



2-6213/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минаева К.Х. к Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <данные изъяты> о признании бездействий незаконными, обязании предоставить жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Минаев К.Х. обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Балтачевский <данные изъяты> о признании бездействий незаконными, обязании предоставить жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат.

В обоснование своих исковых требований Минаев К.Х. указал следующее.

Минаев К.Х. с июля 1975 года по декабрь 1995 года проработал на <данные изъяты>, сначала горнорабочим, а впоследствии электрослесарем в шахте, под землей, рискуя жизнью в тяжелых климатических условиях.

Своего жилья истец не имеет. С 1996 года состоит на учете для получения жилья в Администрации <данные изъяты>. Представители ответчиков на протяжении полутора лет делают попытки нарушить установленное законом право Минаева К.Х. на получение жилищного сертификата. Так, истца незаконно исключали из списка на получение жилищного сертификата. Истец был восстановлен в списках, однако ответчики до настоящего времени не исполнили обязанности по выдаче истцу субсидии и жилищного сертификата.

Поэтому Минаев К.Х. просит признать бездействия ответчиков незаконными и обязать их предоставить ему жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат.

В судебном заседании Минаев К.Х. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации муниципального района <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил суду возражения, в обоснование которых указал следующее.

Минаев К.Х. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как выехавший из районов Крайнего Севера в 1996 году. Однако истец не подпадал ни под один пункт ст. 22 действовавшего на тот период времени Жилищного кодекса РФ как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Минаев К.Х. изначально незаконно был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Балтачевскому району Республики Башкортостан.

26 октября 2007 года между гр. Минаевым К.Х. и гражданами Красавиным В.А. и Красавиным Н.А. заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 09 ноября 2007 года. Согласно пункту 11 указанного договора гр. Минаев К.Х. обязуется сняться с регистрационного учета и освободить жилую площадь в течение 10 дней с момента подписания договора. По настоящее время гр. Минаев К.Х. не снят с регистрационного учета. В Администрацию муниципального района какие-либо документы, подтверждающие законность дальнейшего проживания гр. Минаева К.Х. в указанном доме (дополнительное соглашение, договоренности и др.), не представлены.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства. Начиная с 26 октября 2007 года гр. Минаев К.Х. должен был сняться с регистрационного учета и представить сведения о месте постоянного проживания.

Необходимо также отметить, что согласно письму Министерства экономического развития Республики Башкортостан от 15 июля 2009 года № в связи с проверкой исполнения Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления) поручено уделять особое внимание факту постановки граждан на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе по решению суда, принятых без учета в полной мере действующего законодательства, которое не обжаловано в кассационном порядке в вышестоящих судебных органах. В случае необоснованного получения указанными гражданами государственных жилищных сертификатов будут проведены служебные расследования и принят полный комплекс прокурорского воздействия для возвращения в Федеральный бюджет неправомочно полученного.

При нахождении гр. Минаева К.Х. в указанном списке им были представлены следующие документы: копия паспорта гр. Минаева К.Х.; Копия трудовой книжки гр. Минаева К.Х.; Копия протокола жилищной комиссии Администрации Балтачевского района Республики Башкортостан от 22 июня 2000 года №, утвержденный постановлением Администрации Балтачевского района Республики Башкортостан от 08 августа 2000 года №; Заявление (рапорт) гр. Минаева К.Х. с просьбой включить в число участников подпрограммы без номера, даты и подписи; Копия справки о прибытии на территорию Кобяйского района Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2003 года №; Справка Администрации сельского поселения Сейтяковский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 10 июля 2006 года №; Справка Администрации сельского поселения Сейтяковский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 27 сентября 2007 года №; Справка Администрации сельского поселения Сейтяковский сельсовет муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 18 августа 2008 года №; Копия справки МУП «Управление жилищного хозяйства г. Уфы» от 07 июня 2006 года №; Копия свидетельства о регистрации по месту пребывания от 21 апреля 2006 года №; Справка Филиал «Единый расчетно-кассовый центр» МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от 18 сентября 2007 года №; Копия свидетельства о регистрации по месту пребывания от 01 декабря 2006 года №; Копия пенсионного удостоверения гр. Минаева К.Х.; справка от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждающая трудовой стаж в районах Крайнего Севера; Копия свидетельства о рождении гр. М. А.К.; Копия свидетельства о смерти матери гр. Минаева К.Х. - гр. М.Я,М.; Копия свидетельства о смерти жены гр. Минаева К.Х. - гр. М.Н.К.; копия свидетельства на право собственности на землю гр. М.Я.М.; справка Балтачевского территориального участка Янаульского межрайонного филиала ГУЛ «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости в Республике Башкортостан» от 20 июля 2006 года №; Справка Балтачевского территориального участка Янаульского межрайонного филиала ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости в Республике Башкортостан» от 14 сентября 2007 года №; Сообщение об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 августа 2008 года №; Копия договора купли продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от 26 октября 2007 года (получена почтой летом 2008 года).

Согласно подпункту «е» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, представляют следующие документы:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Уже в данное время, гр. Минаевым К.Х. не были представлены выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, указанные в Правилах в числе первых необходимых документов.

Согласно пункту 44 Правил непосредственно перед получением сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина – участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается. А гр. Минаевым К.Х., в данном случае, было представлено заявление без указания даты и его подписи (не совсем по форме, указанной в Правилах), не представлены документы, удостоверяющие личность гражданина — участника подпрограммы и членов его семьи (нет копии паспортных данных сына - Минаева Андрея Кимовича), выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по установленной форме (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Необходимо также отметить, что государственные жилищные сертификаты о выделении субсидий на приобретение жилья Балтачевскому району Республики Башкортостан, за период, начиная с 01 января 2005 года по 31 августа 2009 года, не выделялись.

Решением Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от 10 августа 2009 года гр. Минаеву К.Х. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления - решения жилищной комиссии, образованной при Администрации муниципального района <данные изъяты>, от 23 июля 2009 года.

Тем не менее, кассационным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2009 года по делу № решение Балтачевского районного суда Республики Башкортостан от 10 августа 2009 года отменено, принято по делу новое решение, которым удовлетворены требования гр. Минаева К.Х.; признано незаконным решение жилищной комиссии, образованной при Администрации муниципального района <данные изъяты>, от 23 июля 2009 года об исключении гр. Минаев К.Х. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; гр. Минаев К.Х. восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Балтачевскому району Республики Башкортостан, существовавшем до принятия оспариваемого решения.

09 ноября 2009 года судебным приставом-исполнителем Балтачевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Н. И.Р. в отношении Администрации муниципального района <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство №.

11 ноября 2009 судебным приставом-исполнителем Балтачевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Н. И.Р. Администрации муниципального района <данные изъяты> выдано требование в срок до 18 ноября 2009 года о восстановлении гр.Минаева К.Х. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Балтачевскому району Республики Башкортостан.

Постановлением Администрации муниципального района <данные изъяты> от 16 ноября 2009 года № утвержден протокол заседания жилищной комиссии при Администрации муниципального района <данные изъяты> № от 12 ноября 2009 года, где гр. Минаев К.Х. восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Балтачевскому району Республики Башкортостан.

Администрация муниципального района <данные изъяты> с требованиями истца в части признания бездействия Администрации муниципального района <данные изъяты>, выразившегося в отказе в выдаче жилищного сертификата как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера не ранее 01 января 1992 года, незаконным, также не согласна по следующим основаниями.

В заявлении не раскрывается, в чем именно проявляется бездействие Администрации муниципального района <данные изъяты>, как органа местного самоуправления, тогда как под понятием бездействие (юридический факт, возникающий в результате волеизъявления лица) подразумевается деяние в виде неисполнения возложенной юридической обязанности.

Также, под бездействием следует понимать пассивное, осознанное, общественно опасное поведение, выражающееся в совершении тех действий, которые лицо должно было и могло совершить, но не совершило и вследствие чего причиняется определенный вред. Основаниями для ответственности за бездействие являются сочетание двух факторов: необходимость конкретного действия, способного предотвратить наступление определенных последствий, и наличие лица, обязанного предотвратить эти последствия путем совершения действий.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Последний запрос в адрес главы муниципального образования <данные изъяты> о представлении информации в электронном виде или по факсу о зарегистрированных лицах и лицах, кому было сдано (передано) гр.Минаевым К.Х. жилое помещение при выбытии, был направлен Администрацией муниципального района <данные изъяты> 02 апреля 2010 года (исход. №). Однако до настоящего времени ответа не последовало.

Поэтому представитель ответчика Администрации муниципального района <данные изъяты> просит отказать в удовлетворении иска Минаева К.Х. в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства экономического развития Республики Башкортостан в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Минаева К.Х. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Судом установлено, что Минаев К.Х. с июля 1975 года по декабрь 1995 года проработал на Крайнем Севере в <адрес>, сначала горнорабочим, а впоследствии электрослесарем в шахте, под землей, рискуя жизнью в тяжелых климатических условиях.

Своего жилья истец не имеет. С 1996 года состоит на учете для получения жилья в Администрации <данные изъяты>.

Согласно Выписке из решения заседания жилищной комиссии № от 26 июня 2009 года, Минаев К.Х. был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Балтачевскому району РБ и снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Не согласившись с указанным решением, Минаев К.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеприведенного решения жилищной комиссии.

Решением Балтачевского районного суда г. Уфы от 10.08.2009 года в удовлетворении заявления Минаева К.Х. отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 06.10.2010 года решение Балтачевского районного суда г. Уфы от 10.08.2009 года отменено. Решение жилищной комиссии Муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан от 23.06.2009 года об исключении Минаева К.Х. из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, признано незаконным. Минаев К.Х. восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Балтачевскому району РБ.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом кассационной инстанции установлено, что довод Администрации муниципального района <данные изъяты> о том, что Минаев К.Х. изначально был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с нарушением установленного порядка постановки на учет не может быть принят во внимание, поскольку основанием его снятия с учета явилось не это обстоятельство.

До настоящего времени Минаеву К.Х. не предоставлены жилищная субсидия и жилищный сертификат.

Три таких обстоятельствах исковые требования Минаева К.Х. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Минаева К.Х. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Администрации Муниципального района <данные изъяты> по невыдаче Минаеву К.Х. жилищного сертификата как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера не ранее 01 января 1992 года незаконными.

Обязать Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Администрацию Муниципального района <данные изъяты> предоставить Минаеву К.Х. как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера не ранее 01 января 1992 года, жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу