2-6380/2010, прокурор в интересах Ибрагимовой Г.З. к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-6380/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 г. г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан под председательством судьи Капустина В.И.,

при секретаре Мустаевой А.Р.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Уфы Хаматдиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Ибрагимовой Г.З. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что Ибрагимова Г.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась воспитанницей детского дома <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении.

Мать Ибрагимовой З.Ф. была лишена родительских прав по решению Иглинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Отец ребенка - И. З.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилых помещений за Ибрагимовой Г.З. не закреплялось.

В настоящее время Ибрагимова Г.З. проживает временно по адресу: <адрес>.

Согласно справкам, предоставленным ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Ибрагимова Г.З. собственником объектов недвижимости не является.

Поскольку прокурор счел, что Ибрагимова Г.З. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права, так как не имеет постоянного места жительства, а также из-за отсутствия денежных средств она не может обратиться к адвокату и воспользоваться его услугами, сама Ибрагимова Г.З. юридическими познаниями не обладает, поэтому прокурор Октябрьского района г. Уфы обратился в суд с защиту интересов Ибрагимовой Г.З.

На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 8, ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор просит суд обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ибрагимовой Г.З. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв. м, но не более 33 кв. м.

В судебном заседании прокурор Октябрьского района г. Уфы Хаматдинова А.А. просит суд удовлетворить поданный иск в интересах Ибрагимовой Г.З.

Ибрагимова Г.З. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащем образом.

Ответчик Правительство Республики Башкортостан в судебное заседание также не явилось, хотя о дне и месте рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, при этом не указало на причину исключающее их участие в суде, в связи с чем, судом было принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора участвующего в рассмотрении дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу положений абзацев 5,6,7 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998г. № 188-3 № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо поле возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

2. Установить, что: финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан: сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан: списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению; документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам; ежеквартально в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета, по формам согласно приложениям № 2 и 3 к настоящему Постановлению.

Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан № 1515-р от 31 декабря 2009 г., № 504-р от 14 мая 2010 г., № 579-р от 03 июня 2010 г., распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 59 607 750 руб., из них на город Уфа выделено 4 587 000 руб.

Судом установлено, что Ибрагимова Г.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась воспитанницей детского дома <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении.

Отец ребенка - И. З.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ

Мать Ибрагимовой З.Ф. была лишена родительских прав по решению Иглинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Жилых помещений за Ибрагимовой Г.З. не закреплялось.

В настоящее время Ибрагимова Г.З. проживает временно по адресу: <адрес>.

По распоряжению главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа РБ за № от 21.08.2008 г. Ибрагимова Г.З. принята на учет, признана малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях сирота, и включена во внеочередной список.

Согласно справкам, предоставленным ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Ибрагимова Г.З. собственником объектов недвижимости не является.

Суд считает, что Ибрагимова Г.З. действительно относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила в 2009 г. <данные изъяты> и после его окончания имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма площадью не ниже 14 кв.м. и не белее 33 кв.м. в черте г. Уфы. При этом, обязанность по обеспечению жильем в силу вышеприведенных норм закона, лежит на Правительстве Республики Башкортостан, как на полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и их субъектов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Октябрьского района г. Уфы поданный в интересах Ибрагимовой Г.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ибрагимовой Г.З. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья В.И. Капустин

Решение суда не вступило в законную силу.