Дело № 2-6090/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 декабря 2010 г. г.Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Зариповой А.Т.,
при участии представителя истцов Ефименко П.М., Мирикшина Р.З. - Давыдова В.В., представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Байбулатова И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименко П.М., Мирикшина Р.З. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность на платной основе,
у с т а н о в и л:
Истцы Ефименко П.М., Мирикшин Р.З. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании отказа в предоставлении земельного участка под кадастровым номером № в общую долевую собственность на платной основе от 14.08.2010г. незаконным; обязании передать им земельный участок в общую долевую собственность за плату, направив им в течении 15 дней после вступления решения суда в законную силу проект договора о купле-продаже земельного участка; взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины.
Впоследствии истцами требования были уточнены, они просили суд признать отказ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 530 кв.м., кадастровый номер № в общую долевую собственность на платной основе от 14.08.2010г. незаконным; обязать передать им земельный участок в общую долевую собственность за плату по ? доли каждому, подготовить и направить им в течении 15 дней после вступления решения суда в законную силу проект договора о купле-продаже земельного участка; взыскать с ответчика судебные расходы в виде уплаченной госпошлины.
В обоснование требований истцы указали, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. они приобрели в общую долевую собственность жилой дом с кадастровым номером № по адресу <адрес>. Дом расположен на земельном участке площадью 530 кв. м. с кадастровым номером №.
13.05.2010г. они обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен дом в собственность за плату. Однако письмом за № № от 12.08.2010г. КУМС Администрации городского округа г. Уфа в выкупе земельного участка было отказано. Ответ обоснован тем, что решением Совета городского округа г. Уфа РБ №№ от 23.04. 2009 г. данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
По мнению истцов, данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Постановлением Главы администрации г. Уфы от 05.09.2002г. за №№ гр. Б.Т.Д. был предоставлен в аренду спорный земельный участок с кадастровым номером № по ул. <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.
Постановлением Главы администрации г. Уфы №№ от 16.11.2005г. тот же земельный участок был предоставлен Б.Т.Д. в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома сроком на три года. На что был заключен договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ., который был зарегистрирован в УФРС по РБ 23.12.2005г. под номером №.
17.08.2006 г. Б.Т.Д. передал свои права по данному договору аренды гр. Я.А.А.. Указанный переход прав был зарегистрирован в УФРС по РБ 07.09.2006г. под номером №.
Я.А.А. на данном земельном участке построила жилой дом с кадастровым № №, право собственности на который было признано решением Кировского районного суда г. Уфы от 12.12.2008г.
ДД.ММ.ГГГГ. они (истцы) по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность указанный жилой дом у Я.А.А.., на что УФРС по РБ 25.08.2009г. выданы соответствующие свидетельства на право собственности. Таким образом, они являются собственниками жилого дома, расположенного на
спорном земельном участке, находящимся в государственной собственности. Отказ администрации передать спорный земельный участок в собственность за плату противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, истцы просят суд их требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истцов Ефименко П.М., Мирикшина Р.З. - Давыдов В.В., действующий по доверенностям от 09.07.2010г., требования истцов поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Байбулатов И.Р., действующий по доверенности от 10.09.2010г., исковые требования не признал, суду пояснил, что спорный земельный участок находится в границах красных линий. Кроме того, земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. На основании изложенного представитель ответчика просил суд в удовлетворении требований истцов отказать.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что истцы Ефименко П.М., Мирикшин Р.З. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. приобрели в общую долевую собственность жилой дом с кадастровым номером № по адресу <адрес>. (свидетельства о государственной регистрации права сер.№ от ДД.ММ.ГГГГ., сер.№ от ДД.ММ.ГГГГ.). Дом расположен на земельном участке площадью 530 кв. м. с кадастровым номером №.
13.05.2010г. истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении им земельного участка, на котором расположен дом, в собственность за плату.
Письмом КУМС Администрации городского округа г. Уфа за № № от 12.08.2010г. в выкупе земельного участка им было отказано по тем основаниям, что решением Совета городского округа г. Уфа РБ №№ от 23.04.2009г. данный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Данный отказ суд находит не обоснованным в связи со следующим:
Статьей 36 Земельного кодекса РФ закреплено право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. В силу п.1 данной статьи собственник здания, строения, сооружения вправе по своему усмотрению получить земельный участок либо на праве собственности, либо на праве аренды. Ограничение вышеуказанного права путем запрета на приватизацию земельного участка противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, предусмотренному пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст.56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ответчиком доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа РБ не представлено.
В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п.8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Ответчиком доказательств направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, также не представлено. В кадастровом паспорте земельного участка от 19.04.2010г., расположенном по адресу г.Уфа, ул.Посадская, д.28, сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. В графе 9 «Разрешенное использование» указано, что земельный участок используется для завершения строительства индивидуального жилого дома. Вид права: государственная собственность.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности признания права собственности на вышеуказанный земельный участок в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
Вместе с тем, судом установлено, что спорный земельный участок находится в зонах: рекреационной, охраны водоемов (в том числе прибрежной защитной полосы), охраняемого археологического культурного слоя памятников, охраняемого ландшафта, особого контроля градостроительной деятельности, охраны естественного ландшафта. Данный факт подтверждается письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ № № от 30.11.2010г. (л.д.73-74).
Также, из указанного письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ № № от 30.11.2010г. следует, что спорный земельный участок находится (частично) в границах красных линий, что по совокупности норм п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ влечет невозможность возникновения права собственности на земельный участок (л.д.73-78).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Более того, как следует из письма Главархитектуры г. Уфы № № от 30.11.2010г. и схем размещения коммуникаций (для служебного пользования), по земельному участку проходят две трубы теплотрассы d - 100 мм каждая (л.д.73,74,77,78).
Данное обстоятельство, также обосновывает невозможность приобретения земельного участка в собственность на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании подп. 10 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен дифференцированный подход к становлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономический и иные факторы.
Пунктом 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
Согласно п. 8 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является законным.
На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования не подлежат отчуждению.
Согласно абзаца 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рекомендовано при спорах о передаче в собственность земельных участков оценивать доводы органов местного управления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Генеральный план города Уфы утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан «О генеральном плане города Уфы Республики Башкортостан» от 17.01.1996 г. № №.
Решением Совета городского округа город Уфа РБ № № от 04.08.2006 г. «Об утверждении корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан» Генеральный план г. Уфы подвергся корректировке. Публичные слушания по корректировке Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан состоялись 08.06.2006 г. (л.д.79-81).
Истцы с заявлением о выкупе спорного земельного участка обратились 13.05.2010г. (л.д.9). Таким образом, Генеральный план развития города и его корректировка утверждены до обращения собственников недвижимости (истцов) с заявлением о выкупе земельного участка.
При таких обстоятельствах требования Ефименко П.М. и Мирикшина Р.З. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность на платной основе удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Ефименко П.М., Мирикшина Р.З. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность на платной основе отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Фархутдинова Г.Р.
Решение в законную силу не вступило.
Судья Фархутдинова Г.Р.