2-6448/10, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Решение не вступило в законную силу



Дело № 2-6448/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Давлетшина Р.С.

при секретаре Фархутдиновой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Щербинина М. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Уфы обратился в суд в интересах Щербинина М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с иском к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указывая в обоснование иска, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что Щербинин М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., постановлением главы Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа №301 от 27.03.2008 принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

В настоящее время Щербинин М.С. вместе с супругой и несовершеннолетней дочерью ДД.ММ.ГГГГ г. временно проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Согласно представленным справкам он собственником объектов недвижимости не является.

Истец просил обязать Правительство РБ предоставить Щербинину М.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Исламова Р.И. и представитель Щербинина М.С. по доверенности Щербинина В.В.исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика также в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом о нем извещен. О причинах неявки не сообщил.

Суд, с учетом мнения представителя истца и представителя Щербинина М.С., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно свидетельств о смерти отце Щербинина М.С. Щербинин С.А. умер 19 января 1995 года, мать Шишенина Л.Ю. умерла 20 сентября 1994 года.

Постановлением главы Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа от 22 февраля 2008 года №170 Щербинин М.С. признан малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением главы Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа №301 от 27.03.2008 г. Щербинин М.С. принят на учет граждан, признанных малоимущими, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке.

Согласно справки о регистрации №1175 Щербинин М.С. зарегистрирован в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, где кроме него зарегистрированы 5 человек.

Согласно справок ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ» Щербинин М.С. собственником объектов недвижимости не является.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу абз.2 п.1 ст.8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в ст.57 ЖК РФ (п.2 ч.2).

Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.4, 5 ст.8 Закона РБ от 27 октября 1998 года №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно п.1 постановления Правительства РБ от 20 июля 2007 г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и не условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. – для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета городского округа г. Уфа №13/22 от 08.06.2006 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с пп.6п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Законом РБ от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Суду не представлены доказательства, что Щербинин М.С. обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением как сирота, оставшийся без обоих родителей в возрасте до 18 лет.

Поскольку Щербинин М.С. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечен жилым помещением, суд считает, что следует возложить на Правительство РБ обязанность по внеочередному предоставлению ему жилого помещения, поскольку это является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194,197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Щербинина М. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Щербинину М. С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Судья Р.С. Давлетшин