№2-309/11 - Юртов П.И. к Админ.ГО г. уфа об обязании заключить договор купли-продажи, решение в законную силу не вступило.



Дело № 2-309/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года г.Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой,

при секретаре Зариповой А.Т.,

с участием представителя истца Юртова П.И.- Нурисламова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юртова П.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л :

Юртов П.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту – Администрация) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме Муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2010 г. № №, и обязании Администрации заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.

В обоснование требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 29.03.1995 года, удостоверенного нотариусом <данные изъяты> Г., зарегистрированного в реестре за № №.

По результатам рассмотрения его обращения в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.06.2010г. о предоставлении в собственность спорного земельного участка, письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от 02.07.2010г. № №, ему отказано в удовлетворении изложенной в заявлении просьбы. Данный отказ, по мнению истца, является незаконным и необоснованным, в связи с чем истец просит суд его требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Юртова П.И. - Нурисламов И.И., действующий по доверенности от 01.11.2010г., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Установлено, что истец Юртов П.И. владеет на праве собственности индивидуальным жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 29.03.1995г., удостоверенного нотариусом <данные изъяты> Г.., зарегистрированного в реестре за № №.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ истец обратился в Администрацию с заявлением от 15.06.2010 года о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от 02.07.2010 г. № № истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании частичного расположения данного земельного участка в границах красных линий.

Суд находит данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим исключительное право истца на приобретение спорного земельного участка в собственность по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ, данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах определенных данной правовой нормой, в том числе принципах:

единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

По смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Устава городского округа город Уфа органом, обладающим право распоряжаться спорным земельным участком, является Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.

Основания и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Земельный кодекс РФ, в частности статья 36 данного кодекса не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Ссылка Администрации в письме МУ «Земельное агентство г. Уфы» от 02.07.2010 г. № № на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ является несостоятельной, ввиду неправильного толкования данной правовой нормы. Названная норма закона не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Между тем, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно статье 14 данного закона подобные сведения предоставляются, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.10.2009г. № № сведения о наличии каких-либо объектов общего пользования на спорном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, Администрацией допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном толковании норм пункта12статьи85 Земельного кодекса РФ и неприменении статьи36 Земельного кодекса РФ.

Аналогичная позиция изложена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 27.10.2009г. № №.

В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. На территории городского округа город Уфа градостроительный регламент установлен Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. № 7/4.

Правовой режим спорного земельного участка отражен в Градостроительном заключении от 01.06.2010г. № №, которое представляет собой информационный документ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, содержащий сведения градостроительного регламента данного земельного участка.

Согласно указанному заключению земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в границах территориальной зоны <данные изъяты>, вид функционального использования разрешен. Принимая во внимание положения статьи 51 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, размещение индивидуального жилого дома на спорном земельном участке является основным видом разрешенного использования данного земельного участка.

В силу статьи 49 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам и выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, использование истцом спорного земельного участка в целях обслуживания индивидуального жилого дома не противоречит требованиям градостроительного регламента, а вышеуказанный земельный участок не является территорией общего пользования.

Администрацией в силу ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства расположения спорного земельного участка в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются на чертежах планировки территории, составляющих основную часть проекта планировки территории. Доказательства подготовки и утверждения в соответствии с действующим законодательством проекта планировки территории, в границах которой расположен спорный земельный участок с отображением красных линий, отсутствуют.

По смыслу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Доказательства наличия указанных условий Администрацией также не представлены.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют препятствия в предоставлении Администрацией в собственность истца спорного земельного участка.

Отказ Администрации в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Ответчиком не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, и как следствие, нарушено исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Обязанность Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка по заявлению заинтересованного лица в приобретении такого земельного участка в собственность установлена пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

С учетом того, что истец является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку Администрацией в адрес истца проект договора купли-продажи спорного земельного участка не направлялся, суд полагает, что Администрация уклоняется от заключения данного договора.

В связи с уклонением Администрации от заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования Юртова П.И. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Юртова П.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Юртова П.И. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2010 года № №.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания индивидуального жилого дома, и направить его (проект договора) Юртову П.И. с предложением о заключении такого договора, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Кировский районный суд города Уфы.

Судья Г.Р.Фархутдинова

Решение в законную силу не вступило.

Судья Г.Р.Фархутдинова