РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2011 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре Багиеве Р.А.,
с участием истца Рахимянова А.А., представителя третьего лица Министерства образования РБ Ямилова И.Г. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-103/2011 по иску Прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Рахимянова Азамата Айдаровича к Администрации муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Краснокамского района РБ в интересах Рахимянова А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Краснокамского района РБ, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма указав, что до ДД.ММ.ГГГГ г. Рахимянов А.А. обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище № 138 им. В. Галкина. В настоящее время Рахимянов А.А. не работает, временно проживает по адресу: РБ, Краснокамский район, д. Янгузнарат, ул. Центральная, д. 8, своего места жительства не имеет. Постановлением Главы Администрации МР Краснокамский район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ Рахимянов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с выделением ему жилья при достижении им совершеннолетия. Однако, в нарушение требований статьи 1, абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Башкортостан № № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответчики не предоставили Рахимянову А.А. в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма вне очереди с соблюдением нормы предоставления жилья, чем нарушили право последнего на жилище, закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании Рахимянов А.А. просил суд обязать ответчиков предоставить Рахимянову А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилья не ниже установленных социальных норм.
Прокурор, ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель третьего лица Министерства образования РБ – Ямилов И.Г. относительно удовлетворения исковых требований не возразил.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан, заявленный в интересах Рахимянова А.А. к Правительству Республики Башкортостан подлежит удовлетворению, а в удовлетворении иска к Администрации МР Краснокамского района РБ следует отказать по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ года № № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года №, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ г. Рахимянов А.А. обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище № 138 им. В. Галкина,
В настоящее время Рахимянов А.А. не работает, временно проживает по адресу: <адрес>, своего места жительства не имеет.
Постановлением Главы Администрации МР Краснокамский район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ Рахимянов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с выделением ему жилья при достижении им совершеннолетия
Однако до настоящего времени Рахимянов А.А. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, прокурор просит обязать Администрацию МР Краснокамского района РБ, Правительство Республики Башкортостан предоставить Рахимянову А.А. жилое помещение.
Суд считает, обязанность обеспечения Рахимьянова А.А. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрация МР Краснокамского района Республики Башкортостан в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ года N №, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязанность обеспечения Рахимянова А.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию МР Краснокамского района Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года № № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)...
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года № № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Республики Башкортостан № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Решением Совета Муниципального района Краснокамский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ г. № № норма предоставления и учетная норма жилья для определения нуждаемости установлена в размере 12 кв.м. на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. на одного человека.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Рахимянов А.А., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Рахимянова Азамата Айдаровича к Администрации муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
Иск Прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Рахимянова Азамата Айдаровича к Администрации муниципального района Краснокамского района Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить: обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Рахимянову Азамату Айдаровичу по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы РБ в течение 10 дней.
Судья Г.К. Зайнуллина
Не вступило в законную силу.