2-828/11 по иску прокурора в интересах Шарезданова Р.Р.



2-828/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Шарезданова Р.Р. к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Уфы в интересах Шарезданова Р.Р. обратился в суд с иском к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска прокурор Октябрьского района г. Уфы указал следующее.

Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что Шарезданов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписки из распоряжения главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Мать ребенка – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ребенка – ФИО2 признан решением Калининского районного суда г. Уфы безвестно отсутствующим. Жилое помещение за Шарездановым Р.Р. не было закреплено. Шарезданов Р.Р. воспитывался в МУ «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Шарезданов Р.Р. не работает, обучается в профессиональном лицее № <адрес>.

Согласно справкам, предоставленным ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Шарезданов Р.Р. собственником объектов недвижимости не является.

Поэтому прокурор Октябрьского района г. Уфы просит обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Шарезданову Радиму Радиковичу жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика – Правительства РБ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Шарезданова Р.Р. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно абз. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, данное право закреплено в ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан №200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м. - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв. м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв. м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета городского округа г. Уфа №12/22 от 08.06.2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П по жалобе Муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Законом Республики Башкортостан №260-з от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что Шарезданов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписки из распоряжения главы администрации <адрес> городского округа <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Мать ребенка – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ребенка – ФИО2 признан решением Калининского районного суда г. Уфы безвестно отсутствующим. Жилое помещение за Шарездановым Р.Р. не было закреплено. Шарезданов Р.Р. воспитывался в МУ <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Шарезданов Р.Р. не работает, обучается в профессиональном лицее № <адрес>.

Согласно справкам, предоставленным ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Шарезданов Р.Р. собственником объектов недвижимости не является.

Таким образом, учитывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, обязанность обеспечения Шарезданова Р.Р. жилым помещением должна быть возложена на Правительство РБ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Шарезданова Р.Р. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Шарезданову Радиму Радиковичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу