2-998/11 по иску прокурора в интересах Ценева А.А.



2-998/2011

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Рысаевой Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснокамского района РБ в интересах Ценева А.А. к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилых помещений по договорам социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснокамского района РБ в интересах Ценева А.А. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

В обоснование своих исковых требований истец указал следующее.

Прокуратурой Краснокамского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ценев А.А. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональный лицей № <адрес> РБ.

В настоящее время Ценев А.А. не работает, временно проживает по адресу: РБ, <адрес>, своего места жительства не имеет.

Постановлением Главы Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Ценев А.А. поставлен на учет на получение жилья при достижении им совершеннолетия.

Однако Ценеву А.А. по окончании пребывания в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональный лицей № <адрес> РБ Администрацией МР Краснокамский район РБ и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма в течении 3-х месячного срока не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Ценева А.А., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поэтому истец просит обязать Правительство Республики Башкортостан и Администрацию Муниципального района Краснокамский район РБ предоставить Ценеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Стороны в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

От ответчика – Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ в материалах дела имеются возражения, в обоснование которых указано следующее.

Согласно абзацу 2 и.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных корм.

Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иа имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в Законе Республики Башкортостан от 27.10.1998г. №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст.8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (п.1 ч. 1 ст.1) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В силу действующего закона, Администрация Муниципального района Краснокамский район не является ответчиком по данному делу. Финансовые средства не выделены.

Поэтому представитель Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ просит в заявленных исковых требованиях прокурора к Администрации отказать; исключить Администрацию Муниципального района Краснокамский район из числа ответчиков по данному делу.

Представитель Министерства финансов РБ представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что ни одним нормативным актом полномочия по предоставлению жилых помещений такой категории граждан как дети-сироты на Правительство РБ не возложены. Правительство РБ лишь выносит соответствующее распоряжение о распределении лимитов капитальных затрат. В соответствии с распоряжением Правительства РБ в 2011 году из бюджета РБ бюджетам муниципальных районов на финансирование мероприятий по социальной поддержке населения в улучшении жилищных условий, а именно для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделено 100000 руб. Поэтому ответчик просит в удовлетворении исковых требований прокурора к Правительству РБ отказать.

На основании ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Краснокамского района РБ в интересах Ценева А.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, данное право закреплено в ч.2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы а рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета Муниципального района Краснокамский район РБ от 18 марта 2006 г. № 20-05 норма предоставления и учетная норма жилья для определения нуждаемости установлена в размере 12 кв.м. на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. на одного человека.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Суд считает, обязанность обеспечения Ценева А.А. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрация МР Краснокамского района Республики Башкортостан в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязанность обеспечения Ценева А.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию МР Краснокамского района Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Абзацем 3 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательство субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250-0-П по жалобе Муниципального образования-городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Судом установлено, что прокуратурой Краснокамского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ценев А.А. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональный лицей № <адрес> РБ.

В настоящее время Ценев А.А. <данные изъяты>, временно проживает по адресу: РБ, <адрес>, своего места жительства не имеет.

Постановлением Главы Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Ценев А.А. поставлен на учет на получение жилья при достижении им совершеннолетия.

Однако Ценеву А.А. по окончании пребывания в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональный лицей № <адрес> РБ Администрацией МР Краснокамский район РБ и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма в течении 3-х месячного срока не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Ценева А.А., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Краснокамского района РБ в интересах Ценева А.А. удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ценеву А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу