2-970/11 по иску Хасанова Р.Р.к АГО г.Уфа



Дело №2-970/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 г. г.Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Зариповой А.Т.,

с участием представителя истца Хасанова Р.Р. – Кораблевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасанова Р.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

На судебном заседании представитель истца Кораблева Л.И., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, пояснив, что на основании Протокола № заседания исполкома Ждановского районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ было решено утвердить к правовой регистрации на праве личной собственности граждан строение по <адрес> за ФИО1, что подтверждается Архивной выпиской Центрального государственного исторического архива РБ №/т от ДД.ММ.ГГГГ Спорный земельный участок изначально предоставлялся в размере 390 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Можно сделать вывод, что спорный земельный участок был выделен на праве постоянного бессрочного пользования первому пользователю ФИО1 Иного права землепользования в СССР быть не могло. Помимо этого, Хасанов Р.Р. нес бремя содержания своего имущества, платил налоги на всю площадь спорного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность в порядке приватизации.

Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано по тем основаниям, что спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, предоставление земельного участка возможно только в аренду на неопределенный срок.

Отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан со ссылкой на резервирование земель является формальным, не основанным на конкретных документах территориального планирования и размещения объектов на территории г.Уфы, не подтвержден конкретными документами о резервировании испрашиваемого земельного участка с учетом утвержденных схем территориального развития.

Согласно уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществоот ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что на момент получения уведомления, запись о государственной регистрации обременений отсутствует. Каких-либо уведомлений о государственной регистрации изъятия земельного участка для муниципальных нужд истец также не получал.

На основании изложенного представитель истца просит суд исковые требования удовлетворить:

-признать за Хасановым Р.Р. право собственности на 390 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № бесплатно, в порядке приватизации;

-обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Хасановым Р.Р. договор купли-продажи на 514 кв. м земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

Истец Хасанов Р.Р. о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представив суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям:

Согласно ст. 8 Конституции РФ государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.

В силу п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. №1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано по тем основаниям, что спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, предоставление земельного участка возможно только в аренду на неопределенный срок.

Отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность суд находит необоснованным по следующим основаниям:

Установлено, что спорный земельный участок был выделен на праве постоянного бессрочного пользования у ФИО1, поскольку согласно Протокола № заседания исполкома Ждановского районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ было решено утвердить к правовой регистрации на праве личной собственности граждан строение по <адрес>. Иного права землепользования в СССР быть не могло.

Судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на домовладение, состоящее из дома бревенчатого с пристроем каркасным, сени к нему бревенчатые, сарай, баня каркасная, предбанник из фанеры, расположенные на земельном участке мерою 390 кв. м перешло ФИО2.

ФИО2 завещал жилой дом с надворными постройками и земельным участком, находящийся в городе Уфе по <адрес> сыну Хасанову Рамилю Рифгатовичу, что подтверждается завещанием, удостоверенным нотариусом ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №. Настоящее завещание не отменено и не изменено, о чем сделана соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ

С 1953 года ФИО2 и Хасанов Р.Р. на законных основаниях открыто и добросовестно использовали жилой дом и вышеуказанный земельный участок, несли бремя их содержания. Право истца на жилой дом и необходимый для его использования земельный участок никем не оспаривалось с 1953 года.

Земельный участок кадастровый номер № имеет площадь 904 кв. м, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Башкортостан.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из ст.56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих существование каких либо ограничений на данном земельном участке, суду не представлено.

В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п.8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. №561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Ответчиком доказательств направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, также не представлено.

В кадастровом паспорте спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.

Согласно уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществоот ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что на момент получения уведомления, запись о государственной регистрации обременений также отсутствует.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности признания права собственности на вышеуказанный земельный участок в связи с его резервированием ответчиком не доказан.

Таким образом, суд считает, что требование Хасанова Р.Р. о признании за ним права собственности на земельный участок подлежит удовлетворению.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 268 ГК РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренныхпунктом 1 статьи 271ГК РФ.

В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность. Также из указанного определения следует, что судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ.

Согласно вышеуказанным нормам, а также ст.ст. 20, 36 ЗК РФ у истца есть право зарегистрировать на указанный земельный участок право собственности, то есть приватизировать его.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.

Основания и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что истцом соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Земельный кодекс РФ, в частности статья 36 данного кодекса не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае резервированияземельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусматривает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности резервированияземель для государственных или муниципальных нужд, но данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В силу п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, истец, являющийся наследником ФИО2 в силу п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет право бесплатно приобрести в собственность вышеуказанный земельный участок.

Руководствуясь пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона РФ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец владеет, пользуется имуществом, а именно земельным участком кадастровый номер № площадью 904 кв.м, расположенный в <адрес>, не нарушая охраняемых законом интересов других лиц.

Учитывая, что первоначальному владельцу земельный участок был выделен площадью 390 кв.м., суд считает необходимым требования истца удовлетворить, признать за ним право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 390 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части обязания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Хасановым Р.Р. договор купли-продажи на 514 кв.м. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Хасанова Р.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать за Хасановым Р.Р. право собственности на 390 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № бесплатно, в порядке приватизации;

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Хасановым Р.Р. договор купли-продажи на 514 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.Р. Фархутдинова

Не вступило в законную силу.