дело № 2-940/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 года г.Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шакирова А.С.,
с участием прокурора Иткулова Ш.М.,
при секретаре Хаматуллиной Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Нургалиева Б,Ф. к Администрации Муниципального Района Краснокамский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснокамского района РБ обратился в суд в интересах Нургалиева Б.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к Администрации МР Краснокамский район РБ, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что Нургалиев Б.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании постановления главы администрации МР Краснокамского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с выделением жилья при достижении им совершеннолетия.
В настоящее время, Нургалиев Б.Ф. временно проживает по адресу: РБ, <адрес>, своего места жительства не имеет.
Прокурор считает, что в нарушение требований законодательства Нургалиеву Б.Ф. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права.
На основании изложенного, истец просил обязать администрацию МР Краснокамский район РБ и Правительство РБ предоставить Нургалиеву Б.Ф. жилое помещение по договору социального найма за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировского района г. Уфы по доверенности от прокуратуры Краснокамского района РБ Иткулов Ш.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Нургалиев Б.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. В предварительном судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Б.Ф. исковые требования поддержал, суду показал, что он вместе с женой и дочерью проживает в отцовском доме в <адрес>. Его родители погибли. Дом не пригоден для проживания, имеется акт обследования.
Представитель ответчика Администрации МР Краснокамский район РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушании дела извещен надлежащим образом и в срок. В возражении на иск представитель администрации ФИО1 просит суд в удовлетворении заявленных требованиях отказать и исключить их из числа ответчиков.
Представитель ответчика Правительство РБ Султанбекова А.Р. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что они не являются надлежащими ответчиками, этим должны заниматься органы местного самоуправления, они лишь финансируют выделение жилья.
Представитель 3-го лица Министерства финансов РБ в судебное заседание не явился, в своем возражении просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель 3-го лица Министерства образования РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушании дела извещен надлежащим образом и в срок, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении извещения.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абз.2 п.1 ст.8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение содержится в ст.57 ЖК РФ (п.2 ч.2).
Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз.4, 5 ст.8 Закона РБ от 27.10.1998г. №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Согласно п.1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и не условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. – для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Решением Совета Муниципального района Краснокамский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления и учетная норма жилья для определения нуждаемости установлена в размере 12 кв.м. на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. на одного человека.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Законом РБ от 28.12.2005г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Согласно представленного свидетельства о рождении выданного ДД.ММ.ГГГГ исполкомом <данные изъяты> Краснокамского района БАССР Нургалиев Б.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельства о смерти II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ мать Нургалиева Б.Ф. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Краснокамского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что мать ребенка умерла а отец ФИО3 лишен родительских прав Краснокамским райнарсудом ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Нургалиев Б.Ф. определен в детское государственное учреждение. Пунктом 3 указанного постановления За Нургалиевым Б.Ф. сохранено право проживания по адресу : РБ <адрес> на период его пребывания в детском государственном учреждении.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Б.Ф. обучался в <данные изъяты> общеобразовательной школе интернате VIII вида c ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Б.Ф. окончил ГОУ начального профессионального образования профессиональное училище <данные изъяты>.
В настоящее время Нургалиев Б.Ф. не работает, временно вместе с женой и дочерью проживает в <адрес>, закрепленного жилья не имеет. Отец Нургалиев Ф.Х. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным свидетельством о смерти выданном ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что Нургалиев Б.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании постановления главы администрации МР Краснокамского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и с выделением жилья при достижении им совершеннолетия.
В своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации сельского поселения <адрес> ходатайствовал перед главой администрации МР Краснокамский район РБ о постановке на учет для получения жилья, сирот Нургалиева Б.Ф., и ФИО4, так как закрепленное за ними жилье по адресу: <адрес> ветхое.
Из акта обследования жилищно – бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> жилой площадью 23,6 кв.м., годен для проживания в теплое время года.
Постановлением Администрации МР Краснокамский район № от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим и не подлежащим применению пункт 3 постановления Администрации Краснокамского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № « Об устройстве в детское государственное учреждение несовершеннолетнего Нургалиева Б.Ф. и о закреплении за ним жилой площади» ( в части сохранения За Нургалиевым Б.Ф. право проживания по адресу : РБ <адрес> на период его пребывания в детском государственном учреждении).
Указанное постановление никем не оспорено, недействительным не признано.
Согласно справкам, предоставленным ГУП БТИ РБ «Нефтекамский межрайонный филиал РБ», Управления Федеральной регистрационной службы по РБ, Нургалиев Б.Ф. собственником объектов недвижимости не является.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Нургалиев Б.Ф. будучи лицом оставшимся без попечения родителей, не имея закрепленного жилья, и окончив образовательное учреждение должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке.
По утверждению прокурора Нургалиеву Б.Ф. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.
У суда нет оснований сомневаться в указанном. Доказательств иного суду в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, по настоящему иску надлежащим ответчиком является Правительство РБ, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части обязания Правительства РБ обеспечить жильем Нургалиева Б.Ф., ответчиком Администрацией МР Краснокамский район РБ, права Нургалиева Б.Ф. на день рассмотрения настоящего иска, не нарушены.
Поскольку Нургалиеву Б.Ф. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечен жилым помещением, суд считает необходимым возложить на Правительство РБ обязанность по внеочередному предоставлению ему жилого помещения, поскольку это является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Нургалиева Б.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Нургалиеву Б.Ф. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. в черте Краснокамского района Республики Башкортостан.
В иске прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан к Администрации Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шакиров А.С.
Решение не вступило в законную силу
Судья Шакиров А.С.