2-1295/11, прокурор к ГОУ СПО



№2-1295\2011

Решение

именем Российской Федерации

15 марта 2011 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Булатовой Р.А.

при секретаре Байгуватовой У.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ СПО <данные изъяты> об обязании ГОУ разработать и
утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, утвердить лимит на размещение отходов производства и
потребления, обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязании оформить в установленном порядке паспорта опасных отходов, обязании обучить руководителя
и ответственных специалистов в области охраны окружающей среды и
экологической безопасности,

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Уфы республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ СПО <данные изъяты> с требованиями об обязании ГОУ разработать и
утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, утвердить лимит на размещение отходов производства и
потребления, обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязании оформить в установленном порядке паспорта опасных отходов, обязании обучить руководителя
и ответственных специалистов в области охраны окружающей среды и
экологической безопасности. В обоснование иска указал, что Прокуратурой г. Уфы совместно со специалистом-экспертом отдела госконтроля УТУ Минэкологии РБ ФИО проведена проверка соблюдения экологического законодательства в ГОУ СПО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. в ходе которой установлено, что в результате деятельности указанного образовательного учреждения образуются отходы производства и потребления.

В соответствии с годовым отчетом по форме №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в результате деятельности ГОУ СПО <данные изъяты> в 2010 году образовалось 45,054 тонн отходов, которые передаются сторонним лицам на основании действующих договорных отношений.

Согласно инвентаризации отходов предприятия установлено образование 20 видов отходов производства и потребления общим нормативным количеством 323,9865 тонн в год, из них:

отходы 1 класса опасности - 0,0143 т;

отходы 2 класса опасности - 0,4051 т;

отходы 3 класса опасности - 0,4594 т;

отходы 3 класса опасности - 301,6907 т;

отходы 5 класса опасности - 21,417 т.

Инвентаризация указанных отходов проведена в рамках разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом в нарушение ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 10 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000, № 461, данный проект в установленном порядке согласован не был, отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов, а также не установлен лимит на размещение отходов производства и потребления.

Кроме того, на момент проверки в нарушение статей 11, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не оформлены в установленном порядке паспорта опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Инвентаризацией определен валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу - 18 наименований от имеющихся источников загрязнения составил 6,677 т/год. Выбросами загрязняющих веществ являются: железа оксид, оксиды и диоксиды азота, сажа, серы диоксид, углерода оксид, толуол, бенз(а)пирен, бутанол, этанол, этилцеллозольв, бутилацетат, ацетон, бензин нефтяной, керосин, взвешенные вещества, корунд белый и пыль древесная.

Также указывает, что в ГОУ СПО <данные изъяты> к работе с опасными отходами допущены должностные лица, не имеющие профессиональную подготовку на право работы с ними, также, установлено, что у данного образовательного учреждения имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (газовая котельная, гараж, стоянка и другие).

В судебном заседании представитель прокурора г. Уфы Республики Башкортостан Кайнова Е.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковое заявление поддержала просила удовлетворить в полном объеме по доводам изложенным в заявление.

Представитель ответчика ГОУ СПО <данные изъяты> будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем судом с учетом ст. 167 ГПК РФ принято решения о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Суд, выслушав мнение представителя прокурора, изучив представленные материалы, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проверки проведенной Прокуратурой г. Уфы совместно со специалистом-экспертом отдела госконтроля УТУ Минэкологии РБ ФИО проведена проверка соблюдения экологического законодательства в ГОУ СПО <данные изъяты>», в ходе которой установлено, что в результате деятельности указанного образовательного учреждения образуются отходы производства и потребления.

Согласно акта по результатам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с годовым отчетом по форме №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в результате деятельности ГОУ СПО <данные изъяты> в 2010 году образовалось 45,054 тонн отходов, которые передаются сторонним лицам на основании действующих договорных отношений.

Согласно инвентаризации отходов предприятия установлено образование 20 видов отходов производства и потребления общим нормативным количеством 323,9865 тонн в год, из них:

отходы 1 класса опасности - 0,0143 т;

отходы 2 класса опасности - 0,4051 т;

отходы 3 класса опасности - 0,4594 т;

отходы 3 класса опасности - 301,6907 т;

отходы 5 класса опасности - 21,417 т.

Инвентаризация указанных отходов проведена в рамках разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данный проект в нарушение ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 10 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000, № 461, в установленном порядке согласован не был, отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов, а также не установлен лимит на размещение отходов производства и потребления.

Также на момент проверки в нарушение статей 11, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не оформлены в установленном порядке паспорта опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Инвентаризацией определен валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу - 18 наименований от имеющихся источников загрязнения составил 6,677 т/год. Выбросами загрязняющих веществ являются: железа оксид, оксиды и диоксиды азота, сажа, серы диоксид, углерода оксид, толуол, бенз(а)пирен, бутанол, этанол, этилцеллозольв, бутилацетат, ацетон, бензин нефтяной, керосин, взвешенные вещества, корунд белый и пыль древесная.

В ГОУ СПО <данные изъяты> к работе с опасными отходами допущены должностные лица, не имеющие профессиональную подготовку на право работы с ними, также, установлено, что у данного образовательного учреждения имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (газовая котельная, гараж, стоянка и другие).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, а также ч. 1 ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а лица, непосредственно допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако на момент проверки утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ГОУ СПО <данные изъяты> отсутствуют.

Кроме того, эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ГОУ СПО «Уфимский лесхоз-техникум» осуществляет в нарушение ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» без специального разрешения.

Статьями 42, 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, среди которых - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В данном случае у ответчика отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, им не обеспечивается соблюдение указанных нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании излоенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ

Иск Прокурора Г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ СПО <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать ГОУ СПО <данные изъяты> разработать и
утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу, утвердить лимит на размещение отходов производства и
потребления.

Обязать ГОУ СПО <данные изъяты> получить разрешение
на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязать ГОУ СПО <данные изъяты> оформить в
установленном порядке паспорта опасных отходов.

Обязать ГОУ СПО <данные изъяты> обучить руководителя
и ответственных специалистов в области охраны окружающей среды и
экологической безопасности.

Установить ответчику ГОУ СПО <данные изъяты> шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья Р.А. Булатова

Решение не вступило в законную силу