2-1675/11, прокурор в интересах Байрамгуловой Д.У.



2-1675/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Суфьяновой Э.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Уфы в интересах Байрамгуловой Д.У. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Уфы в интересах Байрамгуловой А.М. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска истец указал следующее.

Прокуратурой г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Байрамгулова Д.У., оставшаяся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. Байрамгулова Д.У. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, срок нахождения на учете составляет более одного года.

Данная категория граждан должна быть обеспечена жильем путем финансирования из бюджета Республики Башкортостан.

Поэтому истец просит обязать Правительство РБ предоставить Байрамгуловой Д.У. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца Мельникова Ю.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление от Министерства образования РБ, в котором Министерство просит в удовлетворении иска прокурора г. Уфы отказать.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора г. Уфы в интересах Байрамгуловой Д.У. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Байрамгулова Д.У., оставшаяся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. Байрамгулова Д.У. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, срок нахождения на учете составляет более одного года.

Данная категория граждан должна быть обеспечена жильем путем финансирования из бюджета Республики Башкортостан.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальные обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно абз. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, данное право закреплено в ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, орган местного самоуправления в лице Администрации ГО г.Уфа не наделен в соответствии с требованиями ст. 132 Конституции РФ отдельными государственными полномочиями, обязанность обеспечения Байрамгуловой Д.У. жилым помещением должна быть возложена на Правительство РБ.

При таких обстоятельствах суд считает иск прокурора г. Уфы в интересах Байрамгуловой Д.У. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Республики Башкортостан обеспечить жильем Байрамгулову Д.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающуюся из числа детей-сирот, зарегистрированных на территории Калининского района г. Уфы в улучшении жилищных условий, предоставив жилое помещение по договору социального найма за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу