2-3314/11, Агадуллин И.Г.



дело № 2-3314/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года город Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Валеева М.М.,

при секретаре Каримовой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агадуллина И.Г. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Минэкономразвития Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Верховному суду Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

Агадуллин И.Г. обратился в Кировский районный суд г. Уфы с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Минэкономразвития Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – Агентство), Верховному суду Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение. Свой иск мотивировал тем, что договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Верховный суд Республики Башкортостан передал ему для проживания и пользования, находящуюся в оперативном управлении Верховного суда РБ, четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

В соответствии с актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была передана ему, а им – принята.

С момента назначения на должность судьи Верховного суда Республики Башкортостан и переезда на постоянное место работы в г. Уфу с ДД.ММ.ГГГГ, не имея своего жилья в г. Уфе, он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец, утверждая, что Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент возникновения у него права на улучшение жилищных условий, предусмотрено бесплатное предоставление судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, квартиры за счет бюджетных средств, однако во внесудебном порядке установить право собственности на квартиру не представляется возможным, поэтому он, в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, вынужден обратиться в суд и просит признать за собой право собственности на жилое помещение – квартиру № расположенную в жилом <адрес>, исключить указанную квартиру, находящуюся на балансе Верховного суда РБ на праве оперативного управления, из реестра федерального имущества.

В судебном заседании истец Агадуллин И.Г. требования поддержал, в обоснование привел доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Республике Башкортостан ФИО. (доверенность в деле) в судебное заседание не явилась, в своем ходатайстве просила суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представители Верховного суда Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, в срок и надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания. Возражений и отзывов на иск суду не представлено.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Верховный суд Республики Башкортостан передал Агадуллину И.Г. для проживания и пользования, находящуюся в его оперативном управлении, четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

В соответствии с Актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была Верховным судом Республики Башкортостан передана истцу, а истцом – принята.

Истец с момента назначения на должность судьи и переезда на постоянное место работы в г. Уфу с ДД.ММ.ГГГГ, не имея своего жилья в г. Уфе, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3 ст.19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 г. № 91-ФЗ)

Действующая редакция нормы п.3 этой статьи предусматривает обеспечение судей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года №4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» разъяснено, что под необходимостью улучшения жилищных условий судьи (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации») следует понимать необеспеченность судьи жилой площадью по социальным нормам, установленным для данной местности, или проживание судьи в коммунальной квартире.

Бесплатная передача судье жилой площади производится на основании свидетельства о праве собственности, выдаваемого органами государственной регистрации.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был внесен ряд изменений. В частности, пунктом 3 данной статьи в новой редакции предусматривается, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 января 2008г. №2-П по делу о соответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые жилые помещения.

В связи с этим Конституционный Суд РФ указанным постановлением признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года. №122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижение уровня гарантий материального обеспечения судей; федеральный законодатель – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления – обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

21 марта 2008 года Правительством РФ издано Постановление №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», пунктом 1 которого установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации … на улучшение жилищных условий судей … используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Настоящее постановление согласно п.2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела федеральным законодателем, иными нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации не определен конкретный правовой механизм и порядок передачи судьям жилых помещений в собственность, с учетом того, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. №2-П положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124 в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, а также с учетом того, что на момент возникновения у истца права на улучшение жилищных условий действовал п.3 ст.19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в старой редакции, суд приходит к выводу, что в данном случае подлежит применению п.3 ст.19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в старой редакции (от 21.06.1995 г. №91-ФЗ), а также Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года №4994-1 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (которое не отменено и является действующим), в соответствии с которыми истцу подлежит передаче в собственность бесплатно предоставленное вышеуказанное жилое помещение.

Анализируя изложенное, суд считает, что иск Агадуллина И.Г. о признании права собственности на вышеуказанную квартиру подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно абз.6 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исковые требования истца об исключении указанного жилого помещения из реестра федерального имущества следует также удовлетворить, поскольку признание за истцом права собственности на квартиру влечет государственную регистрацию за ним права собственности на указанную квартиру.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Агадуллина И.Г. удовлетворить.

Признать за Агадуллиным И.Г. право собственности на жилое помещение – квартиру №, расположенную в жилом <адрес>

Исключить жилое помещение – квартиру № в <адрес>, находящуюся на балансе Верховного суда Республики Башкортостан на праве оперативного управления, из реестра федерального имущества.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья М.М. Валеев