2-2621/11, Абдуллин Р.Б.,Якшигулова Х.М., Низамутдинова М.Х.



Дело № 2-2621/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Давлетшина Р.С.

при секретаре Морозовой Е. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллина Р.Б., Якшигуловой Х.М., Низаметдиновой М.Х. о признании действий органа местного самоуправления незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Абдуллин Р.Б., Якшигулова Х.М., Низамутдинова М.Х. обратились в суд с заявлением о признании действий Администрации ГО г.Уфа по подаче заявления о снятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый с государственного кадастрового учета незаконными, обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан» (далее Кадастровая палата) восстановить в кадастровом учете данный земельный участок, указывая в обоснование заявления, что являются сособственниками жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Заявители совместно обратились в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность в порядке выкупа. В ответ на заявление от МУ “Земельное агентство” г. Уфы был получен ответ исх. о том, что данный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. ДД.ММ.ГГГГ заявителями было подано исковое заявление с требованием понудить Администрацию ГО г. Уфа заключить с ними договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 6649 кв. м.

В процессе судебного разбирательства было установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от представителя Администрации ГО г. Уфа, что подтверждается письмом Кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ Считают, что действия Администрации ГО г.Уфа, выражающиеся в подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета в Кадастровую палату являются незаконными.

Впоследствии заявители уточнили заявление, просили признать незаконными действия Администрации ГО г. Уфа по подаче заявления о снятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер с государственного кадастрового учета; обязать Кадастровую палату восстановить в кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером с сохранением кадастрового номера.

Представитель заявителей Романова К.В., действующая на основании доверенностей (в деле), в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении. Указала, что Администрацией ГО г.Уфа были созданы препятствия для оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером путем снятия его с государственного кадастрового учета. Снятие земельного участка, на котором они проживают длительное время, лишило их возможности приобрести этот земельный участок в собственность.

Представитель заинтересованного лица Администрации ГО г.Уфа Байбулатов И.Р., действующий по доверенности, против заявленных требований возражал, указал, что действия Администрации ГО г.Уфа основаны на законе, оснований для признании их недействительными не имеется, земельный участок снят с кадастрового учета, поэтому перестал существовать как объект земельных отношений. Истцом не доказана связь земельного участка площадью 6649 кв.м. с жилым домом, на которое имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности. На вопрос представителя пояснил, что причиной обращения с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета послужило обращение Абдуллиным Р.Б., Якшигуловой Х.М., Низамутдиновой М.Х. с требованиями о предоставлении им земельного участка в собственность.

Представитель заинтересованного лица Кадастровой палаты Ахмедшина И.О., действующая по доверенности, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от представителя Администрации ГО г. Уфа, против заявленных требований возражала ввиду их необоснованности.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследуя и оценивая материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Пунктом 6 этой же статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, действующее земельное законодательство предоставляет гражданам право на приобретение прав на земельные участки при наличии у них в собственности строений, расположенных на этих земельных участках, и устанавливает процедуру предоставления земельных участков.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявители совместно обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, расположенного по адресу: <адрес> в собственность в порядке выкупа.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Земельное агентство» г. Уфы был получен ответ исх. о том, что земельный участок располагается на территории городских лесов г. Уфы, следовательно, в соответствии со ст. 25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ.

ДД.ММ.ГГГГ заявителями было подано исковое заявление с требованием понудить Администрацию ГО г. Уфа заключить с ними договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером общей площадью 6649 кв.м. Определением суда данный иск оставлен без рассмотрения.

В процессе судебного разбирательства выяснилось, что данный земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от представителя Администрации ГО г. Уфа, что подтверждается письмом Кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ инженер первой категории МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа РБ, действующий по доверенности Администрации ГО г. Уфа РБ, обратился с заявлением в Кадастровую палату о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером

При этом в данном заявлении не указана причина, по которой заявитель просил снят земельный участок с государственного кадастрового учета.

По мнению суда, действия Администрации ГО г.Уфа, выражающиеся в подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета в Кадастровую палату, являются незаконными по следующим основаниям.

По утверждению представителя Администрации ГО г. Уфа в судебном заседании основанием для обращения их в Кадастровую палату послужили притязания заявителей на приобретение в собственность земельного участка площадью 6649 кв.м., то есть их обращение в суд с исковым заявлением о приобретении права собственности ук4азанного земельного участка в собственность за плату.

На обращение заявителей о предоставлении им земельного участка за плату Администрация ГО г. Уфа в нарушение требований п.6 ст.36 ЗК РФ не приняла решение о предоставлении земельного участка заявителя в собственность или за плату.

В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

На момент обращения заявителей с исковым заявлением в суд ДД.ММ.ГГГГ у них имелось право просить признать за ними право собственности за плату на земельный участок площадью 6649 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, поскольку указанный земельный участок существовал как объект гражданского права.

По заявлению Администрации ГО г. Уфа о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета решением Кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок снят с кадастрового учета объекта недвижимости, то есть в ходе рассмотрения гражданского дела до разрешения его по существу испрашиваемый земельный участок перестал существовать как объект гражданского права.

Указанное решение Кадастровой палатой принято, как следует из текста решения, в соответствии со ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

При таких обстоятельствах суд считает, что в результате незаконных действий Администрации ГО г. Уфа нарушены права заявителей на приобретение земельного участка площадью 6649 кв.м. с кадастровым номером в собственность за плату, так как указанный земельный участок перестал существовать как объект земельных отношений.

Кроме того, ни Администрация ГО г. Уфа, ни Кадастровая палата не поставили в известность заявителей о том, что рассматривается вопрос о снятии занимаемого заявителями земельного участка, на котором находятся принадлежащие им на праве долевой собственности строения, с государственного кадастрового учета, в связи с чем заявители были лишены возможности до принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета представить свои возражения.

В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Статьей 24 этого закона установлены особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Суду не представлены доказательства, что земельный участок с кадастровым подлежал преобразованию, иных оснований для снятия земельного участка Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» не предусмотрено.

Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом .

Установлено, что при постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет границы и площадь земельного участка были согласованы со службами Администрации ГО г. Уфа.

Таким образом, учитывая, что из заявления Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером не следует, что их обращение в Кадастровую палату связано с вопросом образования какого-либо объекта недвижимости, а связано с обращением заявителей в суд с исковым заявлением о приобретении земельного участка в собственность за плату, суд находит их обращение в Кадастровую палату незаконным, решение Кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ также является незаконным, нарушающим права заявителей.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку земельный участок заявителей снят с государственного кадастрового учета в результате незаконного обращения Администрации ГО г. Уфа в Кадастровую палату, которой принято также незаконное решение, суд считает, что следует восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и обязать Кадастровую палату восстановить в кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером с сохранением кадастрового номера.

Руководствуясь ст.ст.194,197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Абдуллина Р.Б., Якшигуловой Х.М., Низаметдиновой М.Х. о признании действий органа местного самоуправления незаконными удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Го г. Уфа по подаче заявления о снятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер с государственного кадастрового учета.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата по республике Башкортостан» восстановить в государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером с сохранением кадастрового номера.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Р.С. Давлетшин