2-2961/11, Дерябин С.Г. к Минтруда и соцзащиты



2-2961/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Тимской Т.Р., при секретаре Суфьяновой Э.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерябина Г.С. к Министерству труда и социальной защиты населения РБ о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения участнику Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л:

Дерябин Г.С. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения РБ о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения участнику Великой Отечественной войны.

В обоснование своих исковых требований Дерябин Г.С. указал следующее.

Дерябин Г.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., инвалидом 2-ой группы общего заболевания (инвалид ВОВ). Зарегистрирован в <адрес>, принадлежащей на праве собственности его дочери ФИО Своего жилья не имеет.

Согласно Закона «О Ветеранах» суд Калининского района г.Уфы признал его нуждающимся в получении собственного жилья и по его решению от ДД.ММ.ГГГГ /10 Администрация Калининского района городского округа город Уфа РБ поставила истца на льготный учет и согласно распоряжения главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ за р включила в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалида ВОВ. Далее, документы истцом были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения РБ для включения его в Сводный список участников ВОВ - получателей социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения, согласно статьи 23.2 Закона «О Ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г., № 714 от 07.05.2008г. и других руководящих документов.

Министерство труда и социальной защиты населения РБ исключило истца из списка очередников участников ВОВ и отказала ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Башкортостан, тем самым проигнорировала решение Калининского районного суда г.Уфы и нарушила законодательство. Истец получил необоснованный отказ, его прировняли к обычным гражданам. Тем самым оскорбили его, как инвалида ВОВ, и причинили моральный вред.

Согласно положений Федерального закона «О Ветеранах», участники Великой Отечественной войны имеют право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Истец не является ни нанимателем помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника или нанимателя, а значит, подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с последующей выдачей ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения как участнику Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 23.2 Закона «О Ветеранах» и в соответствии с положениями ст.52 Жилищного кодекса Российской Федераций на органы местного самоуправления возложены полномочия и обязанности по определению фактической нуждаемости того или иного гражданина в улучшении жилищных условий, вынесении по данному факту властного решения, касающегося принятию (либо отказе в принятии) на учет гражданина в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При обращении в марте 2010г. в Администрацию Калининского района г.Уфы в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ВОВ, истцу было отказано, мотивируя тем, что он обеспечен учетной нормой жилого помещения (12 квадратных метров).

Однако истец вынужден проживать в квартире, принадлежащей на праве собственности дочери, у которой имеется своя семья. Квартира дочери находится в залоге у банка под ипотечным кредитом. Своего жилья истец не имеет, от государства, гражданином которого он является, никогда никакого жилья не получал, в приватизации не участвовал. Ранее проживал в деревне в своем частном доме.

Согласно Федерального Закона «О Ветеранах» по письменным заявлениям инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Именно постановка в Администрации Калининского района г.Уфы на учет в качестве нуждающегося в собственном жилом помещении и включение в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения как участнику Великой отечественной войны. Поэтому истец просит признать незаконным действие ответчика Министерства труда и социальной
защиты населения РБ, выразившееся в отказе в выдаче истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения как участнику Великой отечественной войны; на основании включения истца в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника ВОВ инвалида 2-ой группы, согласно распоряжения главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ за р обязать ответчика Министерство труда и социальной защиты населения РБ предоставить истцу, как участнику Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение собственного жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Башкортостан.

В судебном заседании Дерябин Г.С. иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, в обоснование возражений на исковое заявление указала, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны следующие категории граждан:

- малоимущие;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Ветераны Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан определенные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 09.12.2010), Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если участник войны в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен ст.51 Жилищного кодекса РФ.

В частности, п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2005 года № 168-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Вместе с тем, согласно ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Так, в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года № 12/22 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более двенадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Иных учетных норм для признания данной категории граждан нуждающейся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрено.

Участник войны Дерябин Г.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Общая площадь данного жилого помещения составляет 74,20 кв.м. По данному адресу зарегистрировано 3 человека: истец, его дочь и внук.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери участника войны, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 02-УФ . При этом ограничения (обременения) права не установлены.

Однако, в соответствии с жилищным законодательством участник войны Дерябин Г.С. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирован по месту жительства.

Так, согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях - иные граждане, могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Следовательно, вселение в качестве члена семьи и последующее проживание в жилом помещении совместно с собственником и другими членами его семьи является решающим фактором и основанием для определения состава семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, на одного члена семьи Дерябина Г.С. приходится по 24,7 кв.м. общей площади жилого помещения, которая превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемого для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установленную нормативным правовым документом (12 кв.м.).

В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 № 222 расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения производится исходя из числа проживающих совместно лиц, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилого помещения, общей площади жилого помещения 36 квадратных метров на каждого гражданина, имеющего право на получение субсидии на приобретение жилого помещения, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Республике Башкортостан.

Таким образом, 36 кв.м. - это норма общей площади жилого помещения, исходя из которой производится расчет размера социальной выплаты для обеспечения жильем льготной категории граждан в случае, если жилищным законодательством (ст. 51 ЖК РФ) к моменту обращения за социальной выплатой на приобретение жилого помещения указанная категория граждан признана нуждающимися в жилых помещениях.

В свою очередь, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, являясь государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального фонда компенсаций бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязано соблюдать целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем льготных категорий граждан. Выдача субсидии на приобретение жилого помещения Дерябину Г.С. повлечет нецелевое расходование федеральных средств. Поэтому представитель ответчика просила в удовлетворении иска Дерябина Г.С, отказать.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Дерябина Г.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период…

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Дерябин Г.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., инвалидом 2-ой группы общего заболевания (инвалид ВОВ). Зарегистрирован в <адрес>, принадлежащей на праве собственности его дочери ФИО Своего жилья не имеет.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что решением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ решение Администрации Калининского района ГО г. Уфа об отказе в постановке Дерябина Г.С. – участника ВОВ на льготный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным, суд обязал Администрацию Калининского районного суда г. Уфы поставить Дерябина Г.С. на льготный учет как участника ВОВ в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в список участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Калининского района городского округа город Уфа РБ поставила истца на льготный учет и согласно распоряжения главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ за р включила в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалида ВОВ. Далее, документы истцом были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения РБ для включения его в Сводный список участников ВОВ - получателей социальной выплаты на приобретение собственного жилого помещения.

Однако Министерство труда и социальной защиты населения РБ исключило истца из списка очередников участников ВОВ и отказало ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Дерябин Г.С. не имеет в собственности жилья, не является квартиросъемщиком, проживает и зарегистрирован в квартире своей дочери по адресу: <адрес>. Указанная квартира обременена ипотекой. Свой дом вынужден был продать в связи с тяжелым состоянием здоровья и смертью супруги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск Дерябина Г.С. является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Дерябина Г.С. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства труда и социальной
защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Дерябину Г.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения как участнику Великой Отечественной войны.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предоставить Дерябину Г.С., как участнику Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Федеральный судья Т.Р.Тимская

Не вступило в законную силу