2-2386/11, Горбунова Р.И., Козловцева В.Н.,Шангурова С.В. к АГО



Дело № 2-2386/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Давлетшина Р.С.

при секретаре Фархутдиновой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой Р.И., Козловцевой В.Н., Шангуровой С.В. к Администрации городского округа город Уфа о признании права общей долевой собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права общей долевой собственности на земельный участок, указывая в обоснование иска, что они являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес> разных долях. Земельный участок по указанному адресу был сформирован ранее ДД.ММ.ГГГГ и именовалась <адрес>.

На их обращение в Администрацию Го г. Уфа с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность МУ «Земельное агентство» ответили, что в соответствии с постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> подлежит изъятию.

Полагая отказ незаконным истцы просили признать за ними право собственности в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 489 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> в порядке бесплатной приватизации за Горбуновой Р.И. на 19/100 доли, Козловцевой В.Н. на 19/100 доли, Шангуровой С.В. на 62/100 доли.

В судебном заседании представитель истцов Козловцевой В.Н., Горбуновой Р.И. по доверенностям Арсланова Г.З., представитель Шангуровой С.В. по доверенности Зверева Н.Г. исковые требования истцов поддержали, просили удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истцы в судебное заседание не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был о нем извещен. О причинах неявки не сообщил. Суд в силу ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица ООО по доверенности Нургалиева Г.А. просила в удовлетворении искового заявления истцов отказать, поскольку земельный участок изъят и предоставлен им по договору о развитии застроенной территории, ограниченной <адрес>.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Шангурова С.В. является собственником 62/100 доли, Козловцева В.Н. 19/100 доли, Горбунова Р.И. 19/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>.

Изначально жилой дом по ул. по <адрес> принадлежал ФИО1, которая согласно договору отчуждения от ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежавшие ей строения по указанному адресу ФИО2

Земельный участок по <адрес> поставлен на кадастровый учет площадью 489 кв.м., присвоен кадастровый номер , его разрешенное использование указано: Для обслуживания жилого дома.

На обращение истцов о предоставлении им земельного участка в собственность МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа РБ письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило им, что в соответствии с постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> подлежит изъятию. Таким образом, удовлетворение их просьбы не представляется возможным.

В подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и

прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Аналогичное положение содержится в п.3 ст.552 ГК РФ, согласно котором при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 года, предусматривалось предоставление земельных участков только в пользование граждан.

Согласно ст.ст.10 и 11 Земельного кодекса РСФСР, действующего с 1 декабря 1970 года, гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование.

Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.

Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

При таких данных суд считает, что земельный участок по <адрес> был предоставлен первому пользователю в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку жилой дом прежнего собственника был у него в собственности, земельный участок находился на усадебном месте.

А согласно параграфу 6 Инструкции Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «О порядке проведения регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной 25 декабря 1945 г. народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР Макаровым, право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей инструкции отдельно не регистрируется.

Сведениями о том, что соответствующие органы оспаривали право первых пользователей на данный земельный участок, суд не располагает.

Следовательно, в силу п.1 ст.35 ЗК РФ и п.3 ст.552 ГК РФ одновременно с приобретением права собственности на жилой дом к истцам в порядке правопреемства от прежнего собственника жилого дома перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Поскольку земельный участок не оформлялся в собственность его прежним владельцем, то право на однократное бесплатное приобретение в собственность данного земельного участка также перешло к истцам как лицам, обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса

Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный участок изъят постановлением главы Администрации ГО г. Уфа.

Суд полагает отказ Администрации ГО г. Уфа в передаче истцам земельного участка в собственность незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.63 ЗК РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Истцы пользуются испрашиваемым земельным участком открыто, но они не были уведомлены о предстоящем изъятии земельного участка ни за один год до принятия постановления, ни до настоящего момента.

Согласно ч.4 ст.279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав произведенной регистрации с указанием ее даты.

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Как следует из норм указанного закона, регистрация изъятия земельного участка производится как регистрация обременения вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

По утверждению представителей истцов истцы никаких уведомлений о государственной регистрации изъятия земельного участка для муниципальных нужд также не получали.

Суду не представлены доказательства государственной регистрации обременений на испрашиваемый земельный участок.

Статья 28 ЗК РФ не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан, как принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Законом не установлено каких-либо запретов на реализацию права оформления земельного участка в собственность после того, как принято Решение об его изъятии, но до фактического изъятия.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что земельный участок по <адрес> был поставлен на кадастровый учет в 2005 году.

В соответствии с п.6.1 ст.19 Федерального закона от 2 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшим при постановке земельного участка истцов на кадастровый учет, в случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Согласно п.3 ст.20 этого же закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

Согласно п.5 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину белее чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года №7/4 (в ред. решений Совета ГО г. Уфа РБ от 03.09.2009 №18/8, от 16.09.2010 №28/8), установлены предельные минимальные размеры земельных участков в размере 0,06 га.

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение <адрес> расположено на участке земли мерою 440 кв.м.. На кадастровом учете земельный участок по этому адресу состоит площадью 489 кв.м. Разница в указанных площадях составляет 14 кв.м.

Учитывая, что расхождение в площадях менее минимального размера земельного участка, установленного решением Совета ГО г. Уфа РБ, менее 10% процентов площади согласно сведений из государственного кадастрового учета, суд считает, что подлежит признанию права долевой собственности за истцами на земельный участок площадью 489 кв.м.

Руководствуясь ст.ст.194,197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Горбуновой Р.И., Козловцевой В.Н., Шангуровой С.В. к Администрации городского округа город Уфа о признании права общей долевой собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок с кадастровым номером площадью 489 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, за Горбуновой Р.И на 19/100 доли, Козловцевой В.Н. на 19/100 доли, Шангуровой С.В. на 62/100.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Р.С. Давлетшин